38-й Роттердамский фестиваль наградил самых искренних

Развлечения

В вечном споре между Востоком и Западом, на 38-м Роттердамском кинофестивале последний оказался в явном проигрыше: все три главных “Тигра”, к каждому из которых прилагалось 15 тысяч евро, разобрали азиаты. Южнокорейский режиссер Янг Ик-джун с фильмом “На последнем дыхании”, иранец Рамтин Лавафипур – за картину “Успокойся и сосчитай до семи” и примкнувший к ним турок Махмут Фазиль Джаскун – за свой дебют “Неправильные четки”. А если еще добавить ничего не получившую, но все равно душевную “Темную гавань” от японца Наито Такацугу да ироничных “Туристов” - вторую работу чилийки (уже не Восток конечно, но ведь и не Запад) Алисии Шерсон, то счет получился явно не в пользу европейской цивилизации. И хотя зачастую говорят ленты об одном и том же – об одиночестве, комплексах, странных условностях, которые мешают нам всем быть счастливыми, у первых (Восток) это получается трогательно и искренне, а вторых (Запад) хочется в срочном порядке отправить на прием к психиатру и перестать наконец смотреть на их “пластмассовые” страдания. Как героев фильма “Голодные призраки” - открывавший фестиваль режиссерский дебют Майкла Империоли, известного нам по сериалу “Клан Сопрано”. Все они, безусловно, жутко несчастные, кому-то нечего есть, кому-то – не с кем спать, темнокожей хамоватой эротоманке не на что купить билет на поезд, а один из героев мучается невротическими припадками. Сыну этого невротика тоже нелегко – у него кризис переходного возраста и по этой причине он сначала спит с кем попало, а потом пытается наложить на себя руки, нахлобучив на голову полиэтиленовый пакет. Спасает его мама, которая, разумеется, тоже переживает не лучшие времена в связи с чем она все время на всех орет. Империоли, похоже, сам не выдерживает напора бурных страстей, и в финале, в лучших традициях жанра, отправляет всех своих героев к преподавательнице йоги, “вечная” улыбка которой тоже вызывает сомнение в ее вменяемости. Или взять французский фильм “Будь умницей” (реж. Жюльетта Гарсиас) – там тоже все непросто. Его прелестная героиня пережила настоящую трагедию – она потеряла жениха, а вместе с ним, кажется и рассудок. Иначе как объяснить некоторые странности в ее поведении. Она то с садистским удовольствием выламывает себе ногти, пачкая все вокруг кровью, то не пойми чего хочет от окружающих ее мужчин. Одним словом, здравствуй, “Пианистка” - только все как-то проще и скучнее. В ленте “По-собачьи: История любви” англичанина Саймона Эллиса все вообще серьезно: герои не могут заниматься сексом нигде, кроме как на заднем сидении автомобиля и в присутствии посторонних. Что ж, бывает. Безусловно, серьезная проблема… То, что жюри 38-го Роттердамского фестиваля с репутацией одного из самых радикальных сделало выбор в пользу простых человеческих историй, очень показательно. В сегодняшнем кино самыми радикальными, удивительными, и, увы, все реже встречающимися вещами стали искренность, простота и человечность. Их проявления сродни экстриму, и в этом смысле нынешний Роттердам с его сильной, ориентированной на “простые вещи” конкурсной программой смело можно назвать экстремальным. - На самом деле мы никогда не были фестивалем экстремального кино, - сказала отборщик фестиваля Людмила Цвикова.- Мы просто стараемся найти новое, необычное кино и молодых талантливых режиссеров. - Мы предлагали Борису Хлебникову отдать свой новый фильм “Сумасшедшая помощь” в конкурсную программу, но он отказался. Сказал, что фильм еще не готов. На самом деле жаль, что наш режиссер не успел доделать картину к Роттердаму. Вполне возможно, с пустыми руками он оттуда не уехал бы. По крайней мере, наши режиссеры Галина Мызникова и Сергей Проворов за свою короткометражку “Отчаяние” получили “Тигра” и еще 3 тысячи евро. Хлебников сделал выбор в пользу 59-го Берлинале (“Сумасшедшая помощь” будет участвовать там в секции “Форум”). Насколько его выбор был правильным, станет ясно через несколько дней.(специально для “ВМ”)[/b]

amp-next-page separator