Московская выставка отправилась путешествие по регионам
СЕГОДНЯ в Москве для охраны и реставрации памятников делается много. Для тех, кто ищет источник, по которому можно начать экскурсию, выпущен “Атлас объектов культурного наследия” – путеводитель, рассказывающий историю создания охраняемых государством памятников.Работа по выявлению зданий, нуждающихся в охране, защите и реставрации, не прекращается. Последнее тому подтверждение – недавнее признание таковыми еще 48 зданий, среди них: кинотеатр “Победа” на Абельмановской улице, гостиница “Советская” на Ленинградском проспекте, водный стадион “Динамо”, здание гостиницы “Пекин”, городок художников на Верхней Масловке и многие другие.Иногда возникают вопросы о критериях признания той или иной постройки памятником архитектуры: сколько должно пройти лет, чтобы дом был заявлен как имеющий историческую и культурную ценность? На этот вопрос ответил председатель Москомнаследия В. Шевчук: “Мы не поспешили, хотя некоторым из этих сооружений нет и 60 лет. Новый статус обязывает пользователей относиться к памятникам, как того требует закон. В этом смысле правильнее сказать: лучше поздно, чем никогда”. Например, для гостиницы “Пекин” (архитектор Д. Чечулин, 1956 год), переживающей реконструкцию, статус охраняемого государством объекта не повредит, это налагает дополнительную ответственность на застройщиков, позволит с оглядкой на художественную ценность строения провести все работы грамотно и опираясь на компетентное мнение специалистов Москомнаследия.В этой сфере Комитет также делает профилактические шаги, ограждая на законодательном уровне ценные архитектурные объекты от безграмотного и разрушительного вмешательства. По инициативе Москомнаследия в конце 2008 года был принят ряд поправок к 94-му Федеральному закону “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”. Эти поправки позволяют строго контролировать отбор участников конкурса на реставрацию, в первую очередь учитывая при этом квалификацию и профессионализм тех, кто берется за проведение работ на исторически значимом объекте. Теперь контроль за ходом работ будет осуществляться и со стороны автора проекта реставрации, чего ранее предусмотрено не было, как это ни абсурдно.Московские власти предпочитают в деле реставрации опираться на компетентных и хорошо знающих свое дело людей, в отличие от своих оппонентов, оперирующих наукообразными терминами типа “метафизика столицы” и доверяющих архитектурной “интуиции”, которая их с завидной регулярностью подводит.Компетентность и понимание правильности методов реставрации очень ценятся в среде профессионалов как отечественных, так и зарубежных. Подтверждение тому – вручение московским властям премии имени Б. Реммерса за реставрацию “Царицына”.Недавно в Доме Пашкова (еще один пример научной реставрации в Москве) прошла выставка, демонстрирующая экспозицию, которая была представлена московской делегацией в Лейпциге. Экспозиция сама по себе, не говоря уже об отреставрированных памятниках – Марфо-Мариинской обители, Петровском Путевом дворце, ЦУМе, водном стадионе “Динамо”, Палатах Волковых-Юсуповых, – вызвала ажиотаж своей необычностью, живостью и современностью, использованием 3D-графики, стереоизображения. Теперь не успевшим посетить выставку в Москве придется ездить за ней по городам и весям нашей необъятной Родины – принято решение представить примеры московского реставрационного искусства в регионах.Впрочем, можно и вживую насладиться красотами отреставрированных памятников, скоро экскурсионные маршруты пополнятся еще несколькими уникальными объектами – Останкинским дворцовым ансамблем, Лефортовском парком, усадьбой “Знаменские садки”.