Сейчас в кино играют дети
СТОЛБОВОЙ дворянин, племянник патриарха, внук известного конструктора. Это я все об Александре Пороховщикове – режиссере, сценаристе, продюсере. Народный артист РФ Александр Шалвович Пороховщиков сыграл более 40 ролей. Его герои – жесткие, молчаливые, серьезные люди. В обыкновенной жизни про таких говорят: настоящий мужчина.– К чему мне тратить время на пустые занятия? Когда я вижу мелькающих на этих сборищах талантливых людей, мне грустно становится. Мне так и хочется им сказать: ты же сам личность, эти тусовки тебя не стоят.– Я помню себя еще совсем маленьким. Почти каждый день мы с бабушкой ходим на Арбат, в Староконюшенный переулок. Она просит подождать ее вот здесь, на уголке. А когда возвращается, глаза у нее заплаканные. Когда я подрос, мама мне рассказала, что на Арбате стоит дом, который построил мой прадед – Александр Александрович Пороховщиков – изобретатель первого в мире танка, разработчик первых военных самолетов. Его расстреляли в 1941-м. А имя вычеркнули. Произносить фамилию Пороховщиков было нельзя. Меня просто переворачивало от несправедливости. Я понимал: дед, как и многие другие, ни в чем не был виноват. И решил, что именно актерская профессия даст возможность быстрее опубликовать, расширить знания о нашей фамилии. Так и случилось.Хотя я никогда не собирался в актеры – учился в медицинском институте, три курса окончил. Кстати, именно медицина помогла в работе над ролями. Например, надо сыграть старика. Это совершенно другое мышление, сердцебиение, другой внутренний ритм жизни. И руки, ноги, губы начинают двигаться по-другому. И ничего не надо придумывать – это все медицина.– А станет домом доброты, а не музеем с фотографиями. Чтобы сюда приходили люди, смотрели спектакли, звучал детский смех.– Вспоминался. И я благодарен Никите Михалкову, что он доверил мне именно эту роль. Пусть мой герой – чекист. Но, если вы помните, там были сцены, когда эти люди очень сомневались в том, что делали, и искренне верили в идею. Что же в этом плохого? Идея не состоялась, она была обречена потому, что во всем мире только один коммунист – Иисус Христос. И даже приблизиться к нему невозможно.И я играл человека сомневающегося, ранимого. Такие люди были и погибали потом. Им на смену приходили подлецы и негодяи. Поэтому, когда хают то время, я не всегда соглашаюсь. В нем было много страшного. Но и много интересного, хорошего. И я не стану сравнивать прошлое время с нынешним. Сейчас вообще иная жизнь. Потому что мы – на другой планете. А тогда жизнь была самая прекрасная для меня, потому что там были мама, папа, бабушка, дедушка, собачки. Хотя рядом творились страшные вещи, но жизнь двигалась. Были спектакли, потрясающие талантливые фильмы. Пускай герои в них иногда были идеализированы, но мы отбрасывали идеологию и видели человека, который совершал определенные поступки.А сейчас – то голову кому-то размозжили, то убили или министры проворовались. Мы все время находимся под прессом негатива. Он проникает из всех щелей.– Для меня герои и настоящие мужчины – это Евгений Урбанский в “Коммунисте”. Михаил Александрович Ульянов в фильме “Председатель”. Сегодня в кино играют дети либо молодежь. Они милые, хорошие и талантливые, но надевают на себя костюмы, которые им рановато носить. Кто же сегодня герой нашего времени? Березовский, Чубайс, Гусинский? Они ведь отнюдь не глупые люди, а нам внушают, что страной правят дети.Смешно… Та же мафия состоит из очень серьезных людей, которые, кстати, такими не рождаются. Их формирует общество. Я пытался играть такого человека. Вот он оказался на распутье, и одна дорога ведет к правильным высотам, а другая к безнравственности. И каждый из них по-разному выбирает себе путь.– Мы прикоснулись тогда к чему-то гигантскому. Даже больше, появилось понятие настоящего театра. И я себе сказал: если эту роль не сыграю – ухожу из артистов. И ушел бы. Но получилось. И я до сих пор иду по этой дороге.– При известных физических усилиях со стороны любой человек может не выдержать не только физически, но и морально. Хотя я всегда старался поддерживать спортивную форму. Вот сейчас у меня артрит. Сами понимаете, как в такую пасмурную погоду ведут себя суставы. Но стараюсь каждую неделю играть в футбол. Первые пятнадцать минут немного жутко, потом втягиваюсь, и боль отступает на второй план.– Чувство удовлетворения. Если его нет – не выживешь. Хотя я для своих лет кое-что повидал, многое прошел. Но все равно вернулся к тому, что в меня мать заложила: “Сашка, будь хулиганом, будь мальчишкой!” Вот это мальчишество стараюсь сохранить в себе всеми силами, чтобы солнце вышло из-за леса. Озарило лицо. Дождик? Ну и хорошо. Зима так зима. Естественным быть. Если тебе больно – не лги, что хорошо, чтобы природа и ты в земном общежитии были на равных. И чтобы дольше жила моя любимая жена Ирочка. родился 31 января 1939 года в Москве. Затем семья Пороховщиковых уехала на Урал. В Челябинске Александр Пороховщиков поступил в медицинский институт, где проучился до 1960 года. Когда его семья вернулась в Москву, он устроился работать мебельщиком-реквизитором в Театр им.Вахтангова и тогда же начал учиться на курсах повышения квалификации актеров театра при Всесоюзном театральном обществе, а в 1962 году Пороховщиков поступил в Театральное училище имени Щукина, окончив которое он стал актером Театра сатиры.В 1971 году Александра Пороховщикова пригласил к себе в Театр на Таганке режиссер Юрий Любимов, где актер проработал 10 лет.Всесоюзную известность он приобрел после выхода на экраны страны фильма Никиты Михалкова “Свой среди чужих, чужой среди своих”, где исполнил одну из лучших своих ролей.Затем последовали новые запоминающиеся роли:“Звезда пленительного счастья”, “На крутизне”, “Крах операции Террор”, “Два долгих гудка в тумане”. В 1981 году Александр Пороховщиков перешел в Театр имени А. С. Пушкина, и одной из лучших его театральных ролей стал Вожак в “Оптимистической трагедии” В. Вишневского. В 1987 году Александр Пороховщиков впервые выступил в качестве режиссера-постановщика, поставив криминальную драму “9 Мая” по сценарию Виктора Мережко, а в 1991 году он снял по своему сценарию фильм “Цензуру к памяти не допускаю”, сыграв в нем также и главную роль. Последняя работа была удостоена приза “Золотой парус” на фестивале в Сан-Рафаэле. Лауреат главного приза “Золотой парус” МКФ российских фильмов в Сан-Рафаэле. Лауреат приза “Немеркнущая зрительская любовь” (фестиваль “Виват, кино России!”). Кавалер ордена “За благодеяние”.[/i]