Запад боится честной борьбы: чемпионка Татьяна Навка уверена, что международные турниры потеряли уровень
Сюжет:
Эксклюзивы ВМОлимпийская чемпионка Татьяна Навка представила собственное ледовое шоу «Щелкунчик». Увидеть его можно до 12 января. «Вечерняя Москва» пообщалась со спортсменкой.
— Татьяна, почему в рамках своего ледового шоу вы решили воссоздать именно «Щелкунчика»?
— Я очень давно загорелась идеей сделать ледовое шоу по мотивам балета Петра Ильича Чайковского. Но я люблю удивлять зрителей, поэтому мне хотелось сделать такое шоу, которого никто никогда не делал раньше. Мы стремились найти баланс между классикой и современностью, театральным искусством и высокотехнологичным шоу.
— На постере вашего шоу Щелкунчик и Мышиный король напоминают роботов. Это как-то связано с концепцией постановки?
— У нас появляются новые персонажи. Создавая афиши для шоу, мы думали о том, чтобы заинтриговать наших поклонников и обозначить, что это будет что-то совершенно новое, удивительное. Оставлю в секрете описание персонажей — лучше всего зрителю увидеть все своими глазами.
— Вы олимпийская чемпионка, двукратная чемпионка мира, трехкратная чемпионка Европы и России. Насколько надо усердно трудиться, чтобы достигнуть таких результатов?
— У меня такой «спортивный» характер с рождения. Я влюблена в фигурное катание с ранних лет, а самой большой моей мечтой был олимпийский пьедестал. В самых сокровенных мыслях я представляла себя в нашей национальной спортивной форме на вручении олимпийских медалей. Труд, развитие, постоянная работа и преодоление себя до сих пор доставляют мне удовольствие. Можно родиться талантливым, но без усердного труда, последовательной работы, упорства и любви к своему делу ничего не получится. И конечно, любовь, забота и поддержка близких для меня стали неотъемлемой частью моего успеха. Я бесконечно благодарна моей семье.
— В 1991 году вы временно переехали в США в рамках работы фигуристкой. Было ли тяжело ориентироваться в чужой стране, как привыкали к чужому менталитету?
— Тогда в России было тяжелое время. Спорт был под угрозой. В тот период уехали многие фигуристы. Мы жили в олимпийском центре в Лейк-Плэсиде. Но были, конечно, разные периоды. Мы и подрабатывали где придется. Нам потребовалось немало времени, чтобы привыкнуть к другому менталитету. Но в целом к нам тогда очень хорошо относились.
— Известно, что спорт должен идти отдельно от политики, но, как сегодня показывает практика, это правило не всегда соблюдается. Как вы думаете, как долго будет продолжаться такая «тенденция»?
— Я желаю нашим спортсменам скорейшего возвращения на все международные соревнования. Ведь век спортивной карьеры не такой долгий. И я очень надеюсь, что каждый молодой спортсмен будет иметь шанс попасть на чемпионаты мира, на Олимпийские игры. Без участия наших спортсменов международные соревнования сильно теряют и уровень, и зрелищность. Вообще, я считаю, что спорт должен всегда сохранять свой нейтралитет, быть в стороне от политики, вне любых межгосударственных разногласий. В этом суть Международного олимпийского движения. Спорт объединяет, сплачивает людей. Честная борьба, умение выиграть и проиграть, восторг и переживания, слезы радости победы и горечь поражения — это объединяет сердца миллионов людей из разных стран и континентов. Именно этого единения и боятся наши оппоненты. Я очень надеюсь, что скоро искусственные преграды, санкции и ограничения исчезнут.
ДОСЬЕ
Татьяна Навка родилась 13 апреля 1975 года в Днепропетровске. Олимпийская чемпионка в танцах на льду в паре с известным фигуристом Романом Костомаровым, двукратная чемпионка мира, трехкратная чемпионка Европы, трехкратная чемпионка России. Заслуженный мастер спорта России.
КОРОТКО О ГЛАВНОМ
— Говоря о «Щелкунчике», вы отметили, что более технологического ледового шоу еще никто не ставил. Какие инновации привнесли в постановку?
— Мы расскажем историю Щелкунчика своими словами. Так, чтобы ее смыслы были понятны современному поколению. Сохранив легендарную музыку Чайковского, мы написали и современные партии, которые исполняют известные артисты. Художники по костюмам создали потрясающие современные наряды. А декорации размером с многоэтажные дома удивят даже бывалых театралов. Наши специалисты по спецэффектам и мультимедийным технологиям сделали просто невозможное. Это будет настоящая новогодняя высокотехнологичная сказка.
— Расскажите, чем, на ваш взгляд, отличаются зарубежные спортсмены от российских? Может быть, там другая школа фигурного катания?
— Люди везде одинаковые. Есть определенные различия в менталитете, но это не критично. Школы фигурного катания имеют свою специфику. Российская школа фокусируется на высокой технической сложности элементов, высокой скорости вращений и прыжков, а также на выразительности и артистизме. У нас очень сильны традиции и высочайший уровень дисциплины. Американская фигурная школа все же не сильна традициями. У них очень индивидуальный подход, методы тренировок могут варьировать от тренера к тренеру и от школы к школе. Но американская школа тоже очень сильная.
— Сейчас вы также тренируете маленьких фигуристов. Известно, что в спорте с атлетами обращаются жестко. Вы придерживаетесь такого же мнения?
— Несколько лет назад я основала Академию фигурного катания. В первую очередь меня вдохновила на это моя дочь Надежда. Мы набираем детей с самого раннего возраста, растим не только чемпионов фигурного катания, но и воспитываем спортивный характер и укрепляем здоровье, развиваем любовь к спорту и здоровому образу жизни. Но при этом я сама пока не тренирую. Я себя слишком хорошо знаю — я захочу всю себя отдать этому делу. Возможно, чуть позже.