Королева с характером: прима-балерина Евгения Образцова развенчивает мифы о своей профессии
Сюжет:
Эксклюзивы ВМНа волне ставшего уже традиционным повышенного предновогоднего интереса к балету «Щелкунчик» «Вечерняя Москва» в рубрике «Простые вопросы» рассказывает о некоторых профессиональных секретах балетной кухни, скрытой от глаз зрителей. Мы поговорили с балериной, солисткой Большого и Мариинского театров о создании спектаклей, о том, как поддерживают форму, какие виды спорта запрещены балеринам и в каком возрасте можно уйти на пенсию.
Королева везде и в любой ситуации остается королевой. Это абсолютно точно характеризует балерину Евгению Образцову, ведущую солистку двух главных театров страны — петербуржской Мариинки и столичного Большого. Свой характер она начала проявлять еще в подростковом возрасте. Когда преподавательница решила несправедливо влепить ей «тройку», Евгения заявила, что она знает себе цену, и это совсем не «посредственно»! Затем она встала и вышла, хлопнув дверью. Больше к этой преподавательнице Евгения не возвращалась. Сегодня же прима — признанная звезда не только в России, но и во всем мире. При этом она еще и мама двух очаровательных принцесс. Как можно все успевать и оставаться первой, Евгения честно рассказала «Вечерней Москве».
Устаревшие мифы
— Почему балеринам трудно найти балетки маленького размера?
— Сегодняшние артистки балета — это достаточно высокие девушки, крупного телосложения. Поэтому средний размер стопы у них — 40 и больше. Давно стерлись рамки, регламентирующие рост и вес в нашей профессии. Если ты не 100 кг, то можешь выходить на сцену! Мне с моим 37-м размером ноги приходится покупать балетки в винтажных магазинах.
— Бытует мнение, что балерины всю жизнь сидят на изнурительных диетах. Так ли это?
— В этом смысле мне очень повезло — у меня очень быстрый метаболизм. Кроме того, репетиции помогают избавиться от «лишнего». За всю свою творческую деятельность я себя никогда диетами не истязала, калории не считала. В жизни я стараюсь придерживаться принципов здорового питания, и они не меняются, где бы я ни находилась: на гастролях или на отдыхе. Я стараюсь планировать меню заранее, и даже в случае форс-мажора не буду перекусывать шоколадкой или фастфудом. Иногда я встаю на весы, и если вижу, что слегка поправилась, то просто стараюсь есть меньше. Я считаю, что диета — это то правильное и комфортное питание, которое нужно соблюдать постоянно, а не время от времени, когда нужно «срочно похудеть».
— Актрисы часто откладывают момент рождения детей, поскольку считают, что карьера может пойти на спад. Сложно ли вам было принять это решение?
— Мне не было трудно, наверное, потому, что отношение к этому в творческих коллективах изменилось — никто место ушедшей балерины не займет. Артистка балета сама решает, когда ей выходить после декрета, а вернувшись, приступает к работе в том же объеме. Длительность декретного отпуска зависит от женщины: бывают те, что склонны к классическому материнству — они, родив, на несколько лет забывают о работе. И даже в этом случае их никто не исключает со сцены. Что касается физической формы, то за беременность я набрала восемь килограммов, но уже через два месяца после родов вернула изначальный вес и вышла на работу в театр. Правда, всю беременность я репетировала у станка, чтобы не потерять форму, но очень аккуратно и «с умом». А через две недели после появления на свет дочек-двойняшек, я уже была в балетном классе и занималась серьезно, без всяких ограничений. Но мне повезло с родными: моя мама и свекровь очень помогают с детьми, поэтому я смогла выйти на работу так быстро.
Конечно, первое время меня мучила совесть, что я не уделяю должного внимания детям, но такие мысли не только балеринам приходят в голову — это типичная рефлексия большинства мам. Я успокаивала себя тем, что ребенку до определенного возраста не нужна исключительно мама. Грудничок нуждается в заботе, своевременном питании и в том, чтобы кто-то его брал на руки. А с этим прекрасно могут справиться и папа, и бабушка! До того момента, пока ребенок не начнет спрашивать, а куда ты уходишь и когда ты вернешься, можно делегировать заботу о нем и спокойно работать.
— Вы изменили расписание после того, как дочери начали задавать такие вопросы?
— Конечно! Тем более дочки стали взрослее, а это намного проще в плане передвижения, поэтому я стала планировать гастроли совместно с ними — теперь мы путешествуем всей семьей. Мы живем в отеле, я работаю, они изучают город с бабушками или папой, а вечером приходят на мои спектакли. Я стараюсь с ними не разлучаться, потому что прекрасно понимаю, что девочки уже в том возрасте, когда им необходим контакт с мамой.
— Действительно ли балеринам запрещено кататься на роликах, коньках и скейте, чтобы не получить травму?
— Это правда. На ролики, сноуборд и скейт я никогда не вставала. Сноуборд вообще очень опасен для коленей, впрочем, у меня и желания попробовать никогда не было. А на коньках, признаюсь, пробовала кататься, потому что это было мне интересно.
Опасно и красиво
— Многие слышали, что в мире балета достаточно высокая конкуренция и в ход идут самые коварные методы. Сталкивались ли вы с этим?
— Чего-то глобального не было, но злословие, домыслы и сплетни были, как и в любой сфере искусства. Зависть и попытка испортить карьеру соперницы — обычная практика в мире балета. Помню, когда я выступала в кордебалете, а один из спектаклей шел под музыку Стравинского (ритм там очень сложный), я, бывало, ошибалась. И когда это происходило, артистки, которые уже давно там выступали, «пинали» меня — мол, не там вступила.
На все пересуды я стараюсь не обращать внимания. За долгие годы работы я поняла, что избежать конфликта невозможно, потому что это зависит не от меня, а от окружающих. Но лучший способ избежать последствий — не реагировать.
Я и сама не сплетничаю, не интригую, и ответной реакции не показываю.
— Где психологически было легче — во время учебы в Вагановском училище или на сцене в окружении коллег?
— Самый большой психологический дискомфорт я испытала именно в школе. Возможно, дело в том, что 1990-е годы вообще были сложным периодом, в то время далеко не каждый мог проявлять человечность. Я прошла через буллинг, причем не со стороны одноклассниц, а со стороны педагога. Это была не очень уравновешенная преподавательница, которая все время старалась меня задеть. К счастью, стульями в меня никто не кидал, но моральных унижений было много. Это совершенно неприемлемый формат общения с учениками!
Сейчас я сама начинаю преподавать и, вспоминая этот период, стараюсь избегать всего, что может ранить студентов. К счастью, в определенный момент преподавательницу заменили на другую — вероятно, не только я видела ее неадекватность. И выпускала наш класс прекрасный педагог. Мне повезло, что хороших учителей у меня было больше.
Ну а что касается первых дней работы, то, как я уже говорила, всякое бывало, но я очень быстро сделала какие-то свои выводы и перестала на все это реагировать. Поэтому моя театральная жизнь уже не такая стрессовая, как в школьные годы.
— Часто ли балерины ходят к психологу?
— Работа у нас действительно сложная. Это не только физическая, но и моральная нагрузка. И к этому надо готовиться. Если есть хороший психолог, то, я считаю, его помощью можно и нужно пользоваться. У меня и у самой были моменты, когда я обращалась за помощью к психотерапевту, чтобы справиться с эмоциями. Я считаю, что это абсолютно нормально.
Издержки профессии
— Случались ли какие-то травмы на сцене прямо во время выступления? Например, вас не удержал партнер.
— Такие инциденты на сцене действительно случаются, но меня партнер не ронял. А травмы были — растяжения, вывихи и травмы посерьезнее, которые приходилось долгое время лечить. Но, честно говоря, я об этом рассказывать не очень люблю. Это издержки профессии, через которые проходят все балерины.
Держим марку
— Николай Цискаридзе считает, что балет за последнее время сильно деградировал. Мол, теперешних прим раньше могли поставить разве что в кордебалет. Вы согласны с этим?
— Я не согласна! У нас есть как хорошие, так и плохие исполнительницы, но грести всех под одну гребенку — неправильно! Это обобщенное суждение, так можно сказать про все что угодно. Мне кажется, что оно из серии «раньше трава была зеленее». Русский балет по-прежнему держит марку. Наша особенность — это хорошая школа и сохранение традиций.
— Сегодня балерины выходят на пенсию в 46 лет. Вы уже думали, чем займетесь после того, как перестанете танцевать?
— Пока не думала глобально, потому что это действительно серьезный вопрос. Но у меня достаточно много забот, например, мои дети, которые не дают мне, горемычной, сидеть у окошка в ожидании пенсии. У меня нет свободного времени на рефлексию и горевания. Это отнимает много сил.
Искусство быть мамой
— Смотрите ли вы фильмы про балет?
— Фильмы смотрю, но не все из них мне нравятся, потому что там много преувеличения. Вот нашумевший фильм «Черный лебедь» (2010) меня совсем не впечатлил, он вообще далек от реальности. Чаще всего такое происходит, когда лентой занимаются люди, не погрузившись в тему. Так, экранные балерины не умеют многое из того, с чем справилась бы ученица балетного училища. Но если продюсеры и режиссеры обращаются к услугам профессиональных консультантов, то это видно сразу! Лента выходит на другой уровень.
Вот фильм Резникова и Короткова с музыкой Таривердиева «Танцующие призраки» мне очень нравится!
— Включаете ли вы детям классические произведения, смотрят ли они балеты с вашим участием?
— Мои дети знают «Щелкунчика» с ранних лет, и с музыкой Чайковского они знакомы. Три раза дочки были на спектакле «Щелкунчик» с моим участием. Но, конечно, у них, как и у меня, перенасыщение. Это — обратная сторона моей профессии. Перед новогодними праздниками мы постоянно репетируем этот спектакль, поэтому музыка из «Щелкунчика» у меня давно ассоциируется не с волшебством, а с тяжелой работой без выходных.
— Чем обычно занимаетесь в выходные?
— У меня один выходной, который я предпочитаю провести дома, чтобы отдохнуть и набраться сил. Обычно гуляю с детьми в парках, ходим вместе в музеи и театры.
С дочками в Москве я люблю посещать Пушкинский музей, Третьяковскую галерею. Их папа — известный скульптор (Андрей Коробцов, автор более 200 российских памятников, в том числе и знаменитого Ржевского мемориала Советскому солдату. — «ВМ»), поэтому мы стараемся с раннего возраста знакомить девочек с шедеврами живописи и скульптуры.
Тем более что дочки это очень любят и хорошо чувствуют. Хочется развивать в них эти таланты и любовь к искусству.
Ну и, конечно же, ходим в театры вроде МХАТа имени Горького, Музыкального театра Станиславского — там есть много интересных репертуарных спектаклей для детей.
— Евгения, признайтесь, часто ли у вас просят достать билеты в Большой?
— Да, очень часто. Но я, как и все обычные люди, билеты покупаю.
Поэтому, если меня попросят друзья, то я приобрету билеты в подарок. Ну а всем остальным рекомендую обращаться в кассы. Раньше ведущим солисткам и примам выделяли четыре бесплатных билета на спектакли с их участием. Обычно такие билеты раздавались родным. Но эту возможность отменили, поэтому теперь мне, как и любому артисту, билеты просто так не достаются.
ДОСЬЕ
Евгения Образцова родилась 18 января 1984 года в Ленинграде в семье танцовщиков. В 2002 году она окончила Академию русского балета имени А. Я. Вагановой. После учебы Евгения была зачислена в труппу Мариинского театра. В первом же сезоне 18-летняя балерина приняла участие в парижских гастролях и исполнила главную роль в балете «Ромео и Джульетта». Евгения Образцова — заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра (с 2002 года), прима-балерина Большого театра (с 2012 года), лауреат премии «Золотая маска» и многих других российских и международных премий. В настоящий момент Евгения Образцова исполняет главные роли в ключевых балетах Большого театра, участвует во всех его значимых российских и международных гастролях, а также выступает в ведущих мировых театрах в качестве приглашенной звезды.