Сегодня исполняется 70 лет Елене Образцовой
СВОЕГО возраста она не скрывает. Да и зачем, если выглядит на все сто (баллов, а не лет, разумеется), бьет рекорды по певческому долголетию (по крайней мере, среди женщин), а любовь на драматической сцене играет так, что сплетники тут же сочиняют ей роман с одним из самых красивых молодых актеров.Она точно поддразнивает – попробуйте, дескать, и вы так – потому что давно уяснила для себя: то, что могу я, не может никто, а у меня не получится, как у другого.Перефразируя поэтессу Веру Павлову, можно сказать, на оперном олимпе конкуренции нет, конкуренция начинается ниже. Елена Образцова давно уже там.Ее отец, инженер по профессии, имел отличный баритон, играл на скрипке, но дочь от певческой карьеры отговаривал, хотя она с детского сада пела цыганские романсы и песни Лолиты Торрес. Но она, повинуясь отцовской воле, пошла в Ростовский электротехнический институт. Однако через год желание петь победило дочернее послушание – и Елена Образцова поступила в Ленинградскую консерваторию.Стремительное восхождение звезды по имени Елена Образцова началось в 1962 году, который принес ей сразу две золотые медали – в Хельсинки и Москве, где ее услышал Павел Лисициан.Молодую певицу приглашают в Большой театр, и вскоре она, еще будучи студенткой, поет партию Марины Мнишек без единой оркестровой репетиции. Твердя себе, что «Борис Годунов» может обойтись, в конце концов, и без сцены «У фонтана», она впервые вышла на прославленную сцену, сорвала овации публики, получила за кулисами нагоняй от Галины Вишневской за неестественную от ужаса походку «гордой полячки» – и осталась на этой сцене на сорок с лишним лет.Впрочем, Елена Образцова всегда была «выездной» – она пела от Японии до Америки (ее выступление в «Метрополитен-опера» назвали самым грандиозным дебютом за всю историю театра) и работала с главными персонажами оперного мира ХХ века: Миреллой Френи, Ренатой Скотто, Федорой Барбьери, Монсеррат Кабалье, Илеаной Котрубас, Джоан Сазерленд, Альфредом Краусом, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерасом, Николаем Гяуровым, Карло Бергонци, Джакомо Арагалем, Карло Мария Джуллини, Гербертом фон Караяном, Риккардо Мути, Клаудио Аббадо, Карлосом Клайбером, Джеймсом Левайном, Франко Дзеффирелли.Елена Образцова уверена – певец обязан жить страстями, а не «валяться с шарфом на горле, если назавтра петь Аиду». Она живет на полную катушку. Учит студентов по всему миру, возглавляет собственный конкурс – один из самых заковыристых по программе, чтобы артист потом мог петь все. У Елены Васильевны любят оперу даже... собаки – всем известны Кармен Образцовой, Мюретта или голосистая Даша, у которой от звуков музыки песня так и рвется наружу. А еще она катается на велосипеде, удит рыбу, парится в бане, готовит джазовую программу, пишет стихи, говорит на пяти языках, ходит на дискотеки. Играет на драматической сцене – ее шальной актерский талант оценила Галина Волчек, но большой спец по работе с грандиозными артистками (не обязательно драматическими) Роман Виктюк Елену Образцову перехватил, предложив ей роль влюбившейся примадонны из «Антонио фон Эльбы».Наград и премий у Елены Васильевны несть числа – назовем одну из них, неформальную. В 1975-м испанцы назвали ее лучшей Кармен. О ней писали, что ее Кармен исполняет песню фатальной любви, невыносимой для человеческой природы, и сама бросается на нож, воспринимая смерть как избавление от внутренней боли. Как тут не вспомнить уайльдовского соловья, который, прижимаясь грудью к розовому шипу, пел о любви.