Петр Зеленка: «Русские любят грешить и каяться»
Экранизации Достоевского наши киноманы изучают с пристрастием, особенно если их делают иностранные режиссеры. Хочется верить, что подобная участь ожидает и фильм чеха Петра Зеленки «Карамазовы», который на днях выходит в российский прокат. Фильм, несомненно, стоит того, чтобы его посмотреть, и посмотреть внимательно, ибо в трактовке чешского режиссера Достоевский прозвучал волнующе современно и вызывающе увлекательно. «Карамазовы» «прокатились» по многим фестивалям и практически везде уверенно входили в топовую десятку зрительских предпочтений.Что сподвигло Петра Зеленку взяться за экранизацию признанного исследователя загадочной русской души, мы поинтересовались у самого режиссера.– Петр, когда вы впервые прочли Достоевского и что это было за произведение?[/b]– Когда я учился в Чехии, в школе изучали русскую литературу – не знаю, преподают ли ее чешским школьникам сейчас. И хотя в программе было мало Достоевского, а много Пушкина, что-то я должен был прочесть. Уже даже не помню что.– Эту книгу я тоже читал, точнее пытался. Мне было 16 лет, и в этом возрасте она у меня «не пошла». Вернулся я к ней уже гораздо позже, через театральную постановку нашего классика Эвальда Шорма. Собственно, «Карамазовы» – это киноверсия театральной постановки. ().– А как отвечает Достоевский – помните? Если Его нет, то кто же тогда насмехается над людьми?– Но если Бога нет, тогда и дьявола тоже нет?! Откуда нам тогда черпать моральные принципы, если нет ни Бога, ни дьявола? В чем искать силу?– В России все ее ищут в разных вещах, многие, помоему, так и не находят. Какова ситуация в Чехии – в чем ищут силу ваши соотечественники?[/b]– В Чехии сейчас многие считают, что сила в религии. В России, мне кажется, думают, что сила в деньгах.– Не знаю, ощущение такое.– Наверное, ни то, ни другое. Для меня сила, скорее, в общении с какими-то высшими слоями... Не знаю, как точно сформулировать. Например, в фильме роль Бога исполняет Искусство как таковое. Все поклоняются ему. Даже поляк, у которого погибает ребенок, не едет к нему в госпиталь, а досматривает спектакль до конца и, может быть, получает силу для того, чтобы справиться со своей личной трагедией.– Я смотрела ваш фильм дважды – сначала на фестивале в Карловых Варах – с английскими субтитрами, и позже на фестивале «Завтра» в Москве – уже с русскими. Признаюсь, родной язык несколько сместил акценты восприятия. Выяснилось, что картина, будучи, на мой взгляд, очень славянской по духу, по содержанию гораздо более антиславянская, чем мне показалось в первый просмотр.[/b]– Что вы имеете в виду?– Да, вы правы, меня восхищает страстность славянской натуры – в этом действительно есть что-то завораживающее, сражающее наповал. Но в то же время есть вещи, которые мне не нравятся категорически: например, желание сначала натворить гадостей, а потом плакать, рыдать, каяться, исповедоваться. Желание чувствовать себя жертвой, это вечное стремление страдать. Что и говорить, российская культура – она, безусловно, таинственная и загадочная для европейца.– Конечно, слышал. Известное выражение.– Нет, у нас говорят «мелкая чешская душонка»…– Чехи совсем не задаются вопросом идентификации. Вообще мне первый раз задают такой вопрос – очень, кстати, правильный. Но я даже не знаю, как на него ответить. В Чехии ставят вопрос подругому: мы в большей степени кто – европейцы или капиталисты? То есть либо мы глобальные капиталисты, либо мы уважаемое европейское государство.– Западная культура основана на уважении к личности. Восточная – более национальная. Если приводить конкретный пример, то немец является немцем, даже если он на самом деле турок – это западное мышление. А в России вы русский, только если вы родились и росли в России. Даже несмотря на то, что у вас была многонациональная страна, внутренне это не прижилось.– В одном из интервью вы говорили, что при постановке «Карамазовых» вас интересовала не загадочная русская душа, а в большей степени трагедия интеллигента в современном обществе. Вы хотели разобраться, может ли он быть реальной силой... И к какому выводу вы пришли?[/b]– Решил, что может. Он не должен молчать, нужно высказывать свое мнение, доносить его ясно, понятно и аккуратно. Тогда есть шанс что-то изменить.– Чешскому тоже сложно. Даже высказывать свое мнение. Стоит покритиковать рыночную экономику или сказать о том, что государство должно поддерживать кино, можно получить ярлык «левый». Почти не делается различия между левыми и коммунистами.– С государственным деньги хуже, чем в России. Бюджеты маленькие. То есть тебя вынуждают делать очень дешевое кино.– Вполне возможно. Я работал в Польше по контракту и уже привык, что могу работать за границей. Но главными для меня были бы вопросы: почему именно я и что от меня хотят. Надо, чтобы я захотел того же.[b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕИрина ВЕЛИКАНОВА, депутат Мосгордумы:[/b][i]– Я приветствую это. Даже если есть какие-то ошибки и отступления от авторской трактовки, присутствует свое видение кинематографистов, экранизация классических произведений – все равно один из немногих эффективных способов поддерживать интерес молодежи к отечественной литературе.Петр ЗЕЛЕНКА родился в 1967 году, окончил знаменитую чешскую киношколу FAMU (сценарное отделение), в 1996 году снял свою дебютную полнометражную картину – «Мняга – хеппиэнд». Успех режиссеру принесла его следующая работа – «Пуговичники», которая получила ряд престижных кинонаград (в частности, приз «Тигр» на Роттердамском МКФ и «Чешских львов» – национальную кинопремию Чехии). В 2002-м Зеленка выступил в качестве сценариста и режиссера картины «Год дьявола», которая была признана лучшим фильмом года на фестивале в Карловых Варах и собрала семь «Чешских львов». В 2005 году написал и поставил пьесу «Хроники обыкновенного безумия», за которую получил приз чешских театральных критиков.[/i]