Иван Вырыпаев: «Не хочу ни проповедовать, ни ниспровергать»
«Можно много рассуждать о вере, добре, гуманизме. Но вот если сейчас, прямо в этой комнате, отключить кислород, как мы себя поведем?» – спросил Иван Вырыпаев у журналистов на «Кинотавре» в ответ на очередные обвинения в «ниспровержении христианских ценностей» в его фильме «Кислород».Вопрос, конечно, интересный. Я на полном «серьезе» допускаю, что кто-то продолжит говорить об этих, несомненно, важных для человечества вещах. Мало того – до последнего останется добрым и гуманным. Но в себе я в этом смысле не до конца уверена. И поэтому, будучи убежденной противницей насилия, я могу понять Санька из маленького провинциального городка, который для того, чтобы дышать, взял кислородную лопату и убил свою некислородную жену. Ведь ему сказали «не убей», а кислорода вдоволь не предоставили. Или, может, чего-то важного не объяснили.И, может, именно это и попытался сделать Иван Вырыпаев, экранизируя свой одноименный культовый спектакль. Получилось воистину завораживающее кино.– Иван, несмотря на то что на «Кинотавре» вам помимо наград за музыку и режиссуру вручили «Белого слона» от Гильдии киноведов и кинокритиков, у прессы к вам все-таки были определенные претензии. Одни представители СМИ обвинили вас в «ниспровержении христианских ценностей», другие – в том, что вы дерзко взяли на себя смелость их проповедовать. Какая из претензий вам ближе?[/b]– Ни та и ни другая – в «Кислороде» нет ни богохульства, ни проповедничества.По крайней мере мне так кажется, и я очень переживаю, когда мне говорят, что я «проповедую». В этом нет даже элемента проповедничества. Я ни в коем случае не хотел проповедовать. Так же, как и ниспровергать. Да, я не исповедую христианство, я буддист, но я очень люблю христианство, я вырос на христианских ценностях.«Кислород» для меня как раз попытка «оживить» эти ценности, осмыслить их, еще раз задуматься. Потому что мы многое воспринимаем на автомате, не вникая в смысл.Говорим «не убей» – а почему «не убей»? Потому что потом могут убить тебя? Только поэтому? Но ведь это неправильно, это подмена истинного. «Не убей» – потому что живое существо, потому что больно. И тебе потом тоже будет больно.И мы говорим «не убей», но ведь убиваем. Животных же убиваем – тех же коров, например. Говорим «не убей», но включаем телевизор – и на День ракетных войск патриарх чуть ли не призывает запускать ракеты.Убиваем мусульман вместо того, чтобы начать с ними диалог. То есть «не убей», но если ситуация не вписывается в нашу, грубо говоря, концепцию, то мы убиваем. У нас все время получается «не убей, но…», «не укради, но…» Очень много «но». Я не хочу никого осуждать – у меня нет такого права, но вот эти «но»… И они для меня самого вопрос, я сам не знаю на них ответа. Герой «Кислорода» пытается эти ответы найти.– В том-то и дело. Мне кажется, самая большая проблема сейчас в нашей жизни – отсутствие сакрального. Истинной духовной работы.Мы слишком легко говорим о важных вещах, разбрасываемся словами. Говорим «я верующий», не совсем даже понимая, что это такое. Мне кажется, подобные высказывания должны быть осмысленными, не хотелось бы, чтобы такие вещи произносились впустую. А осмыслить можно, на мой взгляд, через сомнение. Только сомневаясь, ища ответы на свои вопросы, можно прийти к чему-то настоящему, освободиться от религиозного лицемерия. Вообще от любого лицемерия.– Вокруг много фальши, очень хочется самому не фальшивить. Хочется, чтобы было больше настоящего. Во всем: от еды до… всего. Хочется воспринимать мир не головой – сердцем. Ощущать его. А везде очень много концепций. В театре, в жизни – везде. Мы живем концепциями, а это же все неправильно, не по-настоящему. Я ведь, например, не могу концептуально дышать. Я либо дышу, и, следовательно, живу, либо не дышу.– До того как вы решили снять фильм «Кислород», ваш одноименный спектакль уже прожил довольно большой срок, вызвал жаркие споры, получил массу призов. За это время вы успели дебютировать в кино с «Эйфорией», опять же со спорами, восторгами и призами. Почему решили вернуться к «Кислороду»?[/b]– Я хотел снять этот фильм, еще когда ставил спектакль. Но тогда у меня не было таких возможностей – ни финансовых, ни профессиональных. Ведь это технологически очень сложное кино, «Эйфория» гораздо проще для реализации. А потом я подумал, что «Кислород» может стать тем фильмом, который какомуто числу людей может быть нужен. И мне показалось: это даже хорошо, что прошло довольно много времени после спектакля. Эта дистанция позволила мне поновому взглянуть на многие вещи, посмотреть на них отстраненно. Я не герой этого текста, я не курю траву, не живу этой субкультурной жизнью. Этот фильм не про меня. Но темы, которые поднимаются, меня и сейчас волнуют. Мне кажется – это важно.– Ничего подобного не было. Кстати, сушеные грибы из Санкт-Петербурга действительно существуют, и мы даже хотели сделать с ними продакт-плейсмент.Но выпускающая их компания отказалась от нашего предложения. Они тоже подумали, что речь идет о наркотиках. И совершенно напрасно.– На роль Саши из маленького провинциального городка вы позвали вашего земляка, молодого актера из Иркутска Алексея Филимонова, хотя в спектакле играли сами. Правда, Алексей очень похож на вас – поэтому его позвали?[/b]– Алексей – очень хороший актер, а то, что он похож на меня, получилось совершенно случайно. Может, конечно, таким образом сыграло мое подсознание? Специально я не искал похожего на себя актера. Филимонов самодостаточен, и, может быть, это не он похож на меня, а я на него.– Работалось просто замечательно. Каролина волшебная! Нам с ней невероятно повезло. И она давала нам уроки профессионализма – Каролина еще до начала съемок выучила весь текст, что стало для нас приятным сюрпризом. И всегда приходила на съемки вовремя – что для российских актеров тоже удивительно.– Я пока еще ничего не знаю. Уже знаю, о чем хочу снимать, но еще не понимаю как – пока нет ни продюсеров, ни денег. Их надо немного – бюджет не слишком большой, – но пока и их нет. Вообще, кино – это непростая штука. Отнимает огромное количество сил и времени, приходится решать массу проблем, не все из которых связаны с творчеством. Но, наверное, снимать я все-таки буду.