Как москвичей к выставкам приучали

Общество

Мы с вами настолько привыкли к разнообразным выставкам, вернисажам большим и маленьким, что кажется – так было всегда! А между прочим, еще лет 200 назад любая выставка была для россиянина «заграничной штучкой». Пионером по этой части в нашем Отечестве выступил стольный Петербург, где уже в 1760-е годы стали проходить выставки Академии художеств. А вот Москва много лет оставалась в стороне от мировых выставочных дорог. Нет, частные коллекции, которые дозволялось время от времени посмотреть широкой публике, в Москве были. Но наш город всегда славился своей практичностью и, может быть, потому первой «настоящей» выставкой, состоявшейся в Москве в 1831 году, стала выставка… мануфактурная! Организована она была Министерством финансов и размещалась в залах Благородного собрания.Каких только промышленных и сельскохозяйственных выставок не увидели после этого москвичи в XIX веке! Они случались в 1835, 1843, 1853, 1865 годах и проводились то в Манеже, то на Ходынском поле, то в Бутырском хуторе. Тематика их становилась все разнообразнее: случались выставки археологические, зоологические и «просто» птицеводческие, выставки ботанические, антиалкогольные, кустарные… Некоторые из них стали основой для организации музеев. Так, организованная в 1867 году в Манеже Этнографическая выставка стала костяком аналогичного отдела Румянцевского музея, а знаменитая Политехническая выставка 1872 года, организованная в честь 200-летнего юбилея Петра I, выросла в Политехнический музей, где, вероятно, хоть раз в жизни, но побывал каждый москвич. Между прочим, к открытию этой выставки московские власти приурочили открытие специальной ветки парового трамвая! Что же касается выставок художественных, то москвичи лет сто назад вырвались в передовики и стали опережать питерских. Кроме того, московские выставки начала ХХ века часто отличались ярким новаторством, даже нахальством, чего чопорный Санкт-Петербург позволить себе не мог. Так, например, 10 декабря 1910 года на Большой Дмитровке в доме № 11 открылась выставка художников-авангардистов «Бубновый валет». Впрочем, москвичи отнеслись к «бубновым» подозрительно. Пресса была на редкость единодушна: «250 картин разных художников выглядят словно написаны одним автором – отсутствие рисунка, бесформенные пятна, кричащие яркие краски, напоминающие одеяло на мещанской постели…» А нынче попробуй-ка приценись к картинам авторов, освистанных в тот год москвичами: А. В. Куприн, А. В. Лентулов, Н. С.Гончарова, Р. Р. Фальк, И. И. Машков, П. П. Кончаловский, В. Д. и Д. Д. Бурлюки… То ли действительно нет пророка в своем Отечестве, то ли вкусы публики за сто лет переменились?

amp-next-page separator