Цветочная благотворительность в Москве
О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ в дореволюционной Москве мы уже имели возможность вспомнить не один раз. А сегодня хочется рассказать о достаточно необычной с точки зрения сегодняшнего москвича форме помощи больным людям, которая была очень популярна в начале прошлого века, – о Дне цветка.Мы так обобщенно назвали этот тщательно подготавливаемый и удачно проводимый день благотворительности, потому как каждый раз он именовался по-другому: День белой ромашки, День синего цветка, День фиалки...Западная идея проведения Дня белого цветка докатилась до России довольно быстро.Уже в 1910 году, по указу императора Николая II, который и сам тратил много денег на благотворительность, в Санкт-Петербурге была создана Российская лига по борьбе с чахоткой.Уже весной следующего, 1911 года в Северной столице был проведен первый в нашем царстве-государстве День белого цветка. По городу разъехались в экипажах, автомобилях, разошлись пешком сотни добровольцев, вооруженных опечатанными кружками для сбора денег, букетами искусственных ромашек (на лугах в это время их еще не было) и листовками, разъяснявшими обывателям цели организаторов акции. За ходом благотворительной продажи следили специальные комитеты, возглавлявшиеся «отцами города» и функционерами лиги. Успех первого Дня белого цветка превзошел все ожидания. В сборе средств участвовали и члены императорской семьи. Во всяком случае, в газетах появились фотографии детей Николая II, одетых в специальную «ромашковую форму» с соответствующими эмблемами в руках...В том же 1911 году Дни белого цветка прошли по всей России. Особенно отличились на этой благородной ниве Москва, известная своей склонностью к благотворительности, а также Казань, Нижний Новгород и некоторые другие крупные города империи. Но даже во многих небольших уездных городках это благородное начинание нашло своих последователей.В Москве сбором средств занимались, как правило, курсистки, ученицы старших классов гимназии, дочери и жены членов московской Управы и гласных городской Думы – вот состав волонтеров и первого, и последующих Дней цветка в нашем городе.Участники праздника благотворительности разъезжались по всем линиям городского трамвая, пересаживаясь из вагона в вагон, ходили небольшими группами по центральным улицам, разъезжали по городу в специально нанятых для этого автомобилях. Последний способ был, как писали газеты, «наиболее действенным, так как автомобиль остается до сих пор достаточно редким видом транспорта, привлекательным для неискушенного обывателя и особенно приезжего человека...» «Купите цветок ромашки! Ваши копейки пойдут на борьбу с чахоткой!» – призывали плакаты. Бумажные цветы укладывались в специальные маленькие корзинки, окрашенные в два цвета – белый и желтый (по примеру ромашки). Никакого специально утвержденного прейскуранта на цветы не было – каждый прохожий платил, сколько мог: кто пятачок или гривенник, кто три рубля, а кто и 25-рублевку! Вне зависимости от оплаты маленький букетик ромашек вручался каждому, но тому, кто жертвовал пять рублей и больше, выдавали специальный памятный жетон. Деньги опускали в опломбированную кружку или коробку, которая вскрывалась только в специальной комнате по окончании праздника.Полный (до копейки!) отчет о произведенных сборах печатался в городских газетах. И, как свидетельствуют современники, не было случая, чтобы собранные средства куда-то пропали. Всего же в Москве было собрано в этот день 132 тысячи рублей, которые пошли на устройство санаторного лечения для больных чахоткой и обустройство больничных мест.Вот что писал несколько лет назад по этому поводу в «Вечерку» один из наших читателей, Леонид Цургозен: «Моя бабушка, Л. С. Белкина, была активной участницей благотворительных распродаж этих рукотворных цветов в 1913 году. Тогда они велись в Благородном собрании, что на углу Большой Дмитровки и Охотного ряда... Здесь устраивались специальные киоски, где, кроме ромашек, можно было купить самые разнообразные предметы обихода, пожертвованные состоятельными людьми города, картины и иные произведения искусства, отданные для благотворительной распродажи художниками... Музыканты давали бесплатные концерты, ученые выступали с благотворительными лекциями... Все делалось на абсолютном доверии и только на общественных началах...»Успех первого Дня белой ромашки вдохновил энтузиастов. Да и среди тех, кто жертвовал деньги на помощь больным людям, эта форма сбора средств нашла понимание. В 1912–1914 гг. такие Дни цветка с «кружечными сборами» стали устраиваться чуть ли не каждые 3–4 месяца. Особой популярностью пользовались такие мероприятия в канун Пасхи и Рождества. Случались дни в пользу больных детей, разоренных неурожаем крестьян, солдат, только что вернувшихся с очередной балканской войны (1912 год) или отправившихся в 1914-м на войну германскую...Менялись названия – День белого цветка, День синего цветка, День колоска ржи, День Креста, но цели оставались по-прежнему благородными.Кроме продажи букетиков цветов или маленьких снопиков ржаных колосьев, в такие дни проводились благотворительные лотереи, базары, организовывался сбор денег «по подписке»...В каждом дне благотворительности в Москве участвовало в качестве «сборщиков» от нескольких сотен до полутора тысяч человек. В наше время в России были попытки возродить эти Дни цветка, но то ли времена изменились, то ли доверия к бескорыстию «сборщиков» у народа поубавилось, но широкого распространения они не получили...