Оставьте балкон открытым
МЕЖДУНАРОДНЫЙ фестиваль танца в Монпелье отмечает в этом году свое 30-летие. Если перечислять имена его участников, практически все признанные лидеры экспериментального танца Европы, Азии и обеих Америк оказались вовлеченными в здешний процесс эволюции и популяризации современного танца.Директор фестиваля Жан-Поль Монтанари среди главных задач называет две – демонстрацию всех возможных типов танца и представление новых постановок. Еще руководство гордится новым Международным центром танца «Агора».Старинный замок-форт реконструирован так, что теперь здесь есть все – и внушительная сцена под открытым небом, и зал «Бежар» для просмотров фильмов и проведения семинаров, еще одна сцена для экспериментальных постановок, студийные помещения и прекрасные внутренние дворики.Для наслаждения искусством современного танца в Монпелье создана идеальная среда. В Музее Фабра и Народном павильоне развернуты экспозиции и инсталляции одного из ведущих хореографов мира Уильяма Форсайта. Каждый посетитель может стать участником компьютерного шоу «Город абстракций» или получить несравнимые ощущения от трансляций движений самого Форсайта, преодолевающего законы всемирного тяготения.Открывало программу фестиваля (и новую сцену «Агора») легендарное шоу Мерса Каннингема «Roaratorio» – тем самым был отдан долг памяти и дружбы великому американцу. Закрывал фестиваль цикл разнообразных постановок труппы Bejart Ballet Lausanne – в честь легендарного Мориса Бежара, бывшего для фестиваля в Монпелье словно «старшим братом». Имя молодого новатора Доменика Багуэ, первого художественного руководителя фестиваля, безвременно ушедшего в 1982 году, вспоминалось в эти дни с нескрываемой грустью. А его единомышленница Матильд Моннье в соавторстве с художником Домиником Фигарелла представила на закрытии свою новую работу – ироничную, насыщенную визуальными эффектами «Soapera».Имена Уильяма Форсайта, Анны Терезы де Кеерсмаекер, Режин Шопино, Акрам Хана, Триши Браун – было от чего закружиться голове. В память обо всех, кого утратил мир современного танца в последние годы, Раймонд Хох осуществил специально для фестиваля ностальгическую постановку «Если я умру, оставьте балкон открытым».Самыми сильными участниками представительного юбилейного фестиваля стали «Нидерландский театр танца» с великолепной программой балетов Иржи Килиана, труппа Lines Ballet Алонсо Кинга с премьерным показом спектаклей «Излучения» и «Пыль и свет», Bejart Ballet Lausanne под руководством Жиля Романа с вечером одноактных балетов, спектаклями «Конкурс», «Пресвитер», «Поцелуй феи», «То, что сказала мне любовь» и «Казино «Порыв».Спектакли Иржи Килиана – безусловные фавориты программы. В балете «Неизвестно где» (1993) на музыку Арво Пярта и Антона Веберна артисты NDT I демонстрировали только им присущую «льющуюся» виртуозность поддержек, плавных переходов дуэтов, феноменального равновесия. За ними следовали колоссальные порывы мужских и женских кордебалетных групп, стремительные соло, сильные и мощные диагональные движения. Балет «Воспоминания о забытом» (2009) –своеобразное прощание Килиана с труппой (стало известно, что он оставил NDT) –медитативные дуэты сменяются энергичным и эксцентричным танцем под электронную музыку. Вначале из проекции названия выпадают буквы, составляющие слова: «мать и я», «забывать», «оставаться», «смерть». Танцовщики появляются сквозь нити занавесов, натянутых словно струны, и исчезают сквозь них. В финале на три пары артистов начинают сыпаться алюминиевые банки – их все больше, они почти покрывают сцену.В «Симфонии псалмов» (1978) И. Стравинского мы вновь увидели Килиана во всей мощи его таланта. Очень сильная композиция спектакля, его почти ритуальное воздействие привело публику на грань экстаза. Всплески страсти, успокоение, медленный уход танцовщиков, их растворение в темноте сцены под азиатскими коврами – для всех балетоманов «Симфония псалмов» стала символом чистоты и совершенства жанра.Рядом с нидерландскими артистами смуглые тела американских танцовщиков Алонсо Кинга смотрелись эффектно, особенно учитывая их феноменальную растяжку и природную грацию. Однако, кроме красоты пластики и свободы движения, в спектаклях хотелось бы обнаружить что-то большее, чем абстрактную форму. Радуя глаз и даже восхищая, она явно преобладала над содержанием.Не все было ровно и у артистов Мориса Бежара, хотя нынешний руководитель труппы Жиль Роман, подлинный преемник великого хореографа, делает все возможное, чтобы уникальный бежаровский ансамбль поддерживал свой уровень. Благодаря интернациональности состава это часто удается. Во всяком случае, балет «Соната трех» на музыку Б. Бартока – яростная и жесткая история треугольника двух женщин и мужчины, любящих, но нелюбимых, – разыгралась ими, как великолепная шахматная партия. И фирменная бежаровская пластика, требующая особых линий, крупных кистей рук, оточенных стоп, прозвучала необыкновенно выразительно. «Опус V» Веберна требует более кристальной чистоты и холодности формы. Зато «Диалог двойной тени», отсылающий не без иронии к ритуалам первобытных племен Африки, выглядел остроумно и изящно. Музыка Пьера Булеза всегда вдохновляла Бежара на нестандартные решения. Это произошло и в спектакле «Le Marteau sans Maitre», где целый круг мужчин-солистов не мог «перетанцевать» единственную женщину, пока не появились черные тени дервишей и не окутали главную пару в шелковый занавес цвета заката. Разнообразие репертуара труппы Бежара, ежегодно восстанавливающей все новые спектакли из его наследия, вселяет надежду, что после ухода мэтра его мир долго сохранится. К счастью, Жиль Роман не болен амбициями хореографа, он приглашает балетмейстеров и мало ставит сам.Правда, в финале спектакля «Пресвитер» под музыку Queen шеренга артистов, как и раньше, движется к авансцене, но вместо Мориса Бежара в середине идет Жиль Роман: «Show must go on».Так в танце сплетаются прошлое и настоящее, жизнь и смерть, слезы и любовь. За 30 лет своего существования фестиваль в Монпелье стал неотъемлемой частью истории танца. Но к счастью для себя, он не культивирует ностальгические настроения, а каждый раз заполняет новые страницы.