Большой – всегда большой
СЕГОДНЯ у Большого театра праздник, ему исполняется 235 лет. Ведь датой его основания считается 28 марта 1776 года, когда была создана театральная труппа.Свой 235-й сезон Большой откроет 11 октября в историческом здании на Театральной площади, которое стало одним из главных символов Москвы. Театр поднимет занавес после грандиозной реконструкции, продолжавшейся 6 лет.Работы по реконструкции памятника мирового значения уже вышли на финишную прямую. Их результаты начинает оценивать Комиссия ЮНЕСКО.Судить международные эксперты будут строго, но, по мнению первого заместителя мэра Москвы Владимира Ресина, «найти какие-либо дефекты реставрации будет так же трудно, как иголку в стоге сена, поскольку их просто нет».Спасти историческое здание, оказавшееся в состоянии, близком к аварийному, вывести сценическое оборудование и все технические системы театра на современный уровень, вернуть уникальному памятнику культуры его истинную красоту…Ради всего этого Большой театр был закрыт на комплексную реконструкцию 2 июля 2005 года. Работы начали с усиления конструктивной надежности здания: укрепления кладки стен, которую затянули в стальные корсеты, и с подведения мощных свайных оснований, ушедших в землю до материкового слоя.Все это позволило освоить подземное пространство, чтобы получить дополнительные площади ради лучших условий для артистов, большего комфорта для зрителей, для размещения технических систем.Что будет под землей? Под Театральной площадью теперь находится репетиционно-концертный зал со зрительским амфитеатром. А за задним фасадом, под Копьевским переулком, разместился подземный склад объемных декораций. Здесь же устроен переход в соседний Дом Хомяковых, вошедший в «артистическую зону» театра.Но что особенно важно: под само здание (точнее, под его огромной сценической «коробкой») на 20 м в глубину уходит трюм, вместивший уникальную механику сцены, созданную немецкими специалистами. Сценические площадки с высокой плавностью и точностью перемещаются в вертикальном и горизонтальном направлениях, меняют угол наклона и приобретают ступенчатый рельеф. То есть все как в самых продвинутых театрах мира.[b]Полет квадриги[/b]Нынешние москвичи никогда не видели Большого театра таким, как сейчас. Его фасады выкрашены в первоначальный золотисто-песочный цвет, а белый камень колоннады обрел чистоту после тщательного его обессоливания. Между прочим, слегка «подгулявшие» было колонны поставлены на новые базы и стали еще стройнее.Кроме того, отреставрированы рельефные украшения, воссоздан геральдический двуглавый орел на фронтоне. Казалось, навсегда ушли в былое чугунные галереи, под которые когда-то подъезжали кареты, а в советские годы – такси. Но эти галереи, утраченные относительно недавно, теперь с точностью восстановлены. И новые чугунные фонари не отличаются от старинных.Реставраторы искусно восстановили шедевр Петра Клодта – квадригу Аполлона, венчающую колоннаду.Ей возвращены утраченные детали, ликвидированы вмятины, трещины и прочие повреждения. А чтобы композиция не страдала от климатических воздействий, ее покрыли специальным защитным составом, а потом добавили несколько слоев краски. Цвет выбрали тот, что свойственен патинированной бронзе, – оливково-зеленый.То есть внешне театр стал таким, каким его построил архитектор Альберт Кавос в 1856 г., после страшного пожара, погубившего прежнее здание.В самом здании задачей реставраторов стало максимальное воссоздание исторических интерьеров с их живописью, лепниной, позолотой, балюстрадами, люстрами и канделябрами.Во время работ в «директорской зоне» был обнаружен фрагмент венецианской мозаики, которая со времен Кавоса покрывала полы боковых вестибюлей и кольцевых коридоров рядом со зрительным залом. В советские годы мозаика была заменена паркетом, но при нынешней реставрации ее решили воссоздать. Вспомнили при этом, что подобная мозаика есть в знаменитых итальянских театрах Ла Фениче в Венеции и Ла Скала в Милане.Реставраторы заново уложили и отполировали 3000 кв. м мозаики из 11 сортов мрамора различных оттенков. Воссоздан первоначальный цвет и рисунок мозаичного пола.Исторические залы театра, начиная с Белого фойе, выглядят сегодня как залы роскошных европейских дворцов.Бетховенский зал, получивший свое имя в 1920-е годы, прежде был частью Императорского фойе. Чтобы украсить это парадное помещение, перед коронацией Николая II в 1895 г. были заказаны во Франции изысканные шелковые ткани.Французские мастера соткали атлас цвета «раскаленного чугуна» для обивки зала и 12 шелковых панно с многоцветной вышивкой шерстью.Но исторические ткани не пощадили ни люди, ни время. На место медальонов с двуглавыми орлами и монограммами (их просто-напросто вырезали ножницами) были нашиты заплаты с цветочными рисунками.Для воссоздания тканей потребовалось почти 5 лет кропотливой исследовательской и реставрационной работы. Красный атлас был вручную, миллиметр за миллиметром, изготовлен по технологиям ткацких мануфактур XIX в. в московской мастерской на жаккардовых станках, которые в наши дни можно встретить только в музеях.[b]Гармония золота и хрусталя[/b]На потолке зрительного зала завершена реставрация исторического плафона «Аполлон и музы». Эта живописная композиция, приклеенная к деке из резонансной ели, – такой же символ театра, как и бронзовая квадрига.Аполлон и летящий хоровод муз, покровительниц разных видов искусства, расположились в центре потолка, над главной люстрой, по замыслу архитектора Альберта Кавоса. Живопись была выполнена под руководством академика Алексея Титова в стиле великих итальянцев Тинторетто и Тьеполо.Теперь старинной росписи дали вторую жизнь мастера, которыми руководил художник-реставратор высшей квалификации Михаил Чистяков.Восстанавливая театр после пожара, Кавос, по его словам, стремился украсить зрительный зал как можно более пышно и одновременно легко, «в духе Ренессанса с византийским оттенком».И это ему удалось благодаря воздушным рисункам орнаментов лож и балконов, выполненным из папье-маше и покрытым золотом на «полимент».Теперь пришлось реанимировать эту почти забытую технологию золочения. Сначала реставраторы восстановили весь рельефный декор из папье-маше, а потом покрыли его благородным сиянием без расчистки предыдущих слоев позолоты.Осталось только вознести к потолку главную хрустальную люстру. Это выдающееся сооружение диаметром в 6,5 м и высотой в 8,5 м с 15 тыс. хрустальных подвесок пережило разные периоды технического прогресса.Трехъярусная люстра освещала зал свечами, газовыми рожками, а с конца XIX в. – электрическими лампами.Теперь это «чудо света» было разобрано и промыто, воссозданы все утраченные детали из латуни, реставрированы фигуры мифологических мальчиков – путти. Вся люстра была покрыта заново сусальным золотом и «одета» обновленным хрусталем.