По ту сторону экрана
Очень многие слышащие люди не знают, как правильно общаться с глухими, зачастую не представляют, что им нужно и как можно помочь.Растет отчуждение, страх… Стереотипы перечислять не собираюсь, но один из недавних случаев меня просто «убил».Недавно в Киноцентре на Красной Пресне показывали польско-российский фильм «Виски с молоком» (режиссер А. Михайлов, сценарий В. Морозова и А. Агашина).И специально для плохо слышащих зрителей его снабдили субтитрами.В основе фильма – история взаимной любви глухой продавщицы цветов и талантливого музыканта.Видимо, для правдивости сюжета в картине участвовали глухие актеры: Наталья Хохлова и Александр Мартьянов. Грех было упустить такую редкую возможность для глухих: насладиться фильмом о самих себе, да на широком экране кинотеатра! В общем, посмотрела… После этой ленты я очень долго не могла успокоиться.Субтитры были неплохими, достаточно полными, без грамматических и орфографических ошибок.Сам по себе фильм интересный, артисты играют естественно. В общем, смотрится с удовольствием.Но, опять же, беда разного менталитета: кино снято с точки зрения слышащего, абсолютно не представляющего себе, что такое глухой человек, как он живет, чем он дышит.Сюжет-то хорош… Но! Первое: глухонемая, да-да, на самом деле по фильму – и глухая, и немая, подчеркиваю, немая, артистка работала продавщицей цветов! Честно говоря, с трудом верится. Любой продавец должен общаться с покупателями, которые в большинстве своем слышащие и говорящие.Второе: глухая девушка плачет, что якобы не слышит музыку своего любимого человека, который играет для нее. Ни в какие ворота не лезет! Многие плохо слышащие любят слушать музыку: ритм-то можно почувствовать, например через вибрацию… А рыдать из-за того, что не слышит музыку? «Не верю!» – сказал бы известный классик. Я тоже в это не верю.Мне, извините, просто смешно.Это все еще ладно, простительные мелочи. Пикантность в том, что музыкант хочет, чтобы его любимая стала слышащей. Выясняет, что есть дорогостоящая операция (подразумевается кохлеарная имплантация), благодаря которой девушка обретет слух и даже – только не падайте! – речь.То есть будет «говорящей». Честно, у меня слов нет! Весь фильм пересказывать – смысла нет. Концовка грустная и драматическая. Но деньги музыкант собрал, операцию девушке сделали, и так называемое чудо свершилось: глухонемая продавщица стала как все – слышащей и говорящей… Режиссер, как полагаю, не дал себе труда (хотя бы ради более-менее достоверного сюжета) проконсультироваться у самих глухих людей или у тех, кто близок к их миру, а также у врачей, специалистов по кохлеарной имплантации… Любой из них скажет, что никогда и ни за что не заговорит после операции глухонемая всю жизнь девушка. Да и слышащей, как все, тоже не станет! Слышать что-то будет, но по-своему.В итоге драматический по задумке режиссера сюжет о любви музыканта к глухонемой девушке стал чуть ли не комедией для многих глухих зрителей...Это еще ладно. Самое худшее то, что благодаря таким фильмам незаметно формируется мнение общества: глухому человеку достаточно сделать операцию, и тот будет слышать, будет говорить. Будет как все.Не нужно врать! Повторюсь, не будет глухой человек слышать как все, а тем более говорить как по мановению волшебной палочки. Не нужно создавать у людей ложные иллюзии и несбыточные надежды насчет чудодейственных операций! Мое мнение. Этот фильм не смог рассказать о глухих. Он пополнил мою коллекцию неудачных фильмов-мифов о глухих, среди которых – увы! – нашумевший и популярный среди слышащего зрителя, но край не негативно воспринимаемый большинством глухих фильм «Страна глухих».