Николаю Сличенко исполнилось 75 лет
В СОЗВЕЗДИИ Тельца есть звезда, которая носит имя Николая Сличенко. Малой планетой астрономы не ограничились – воздали по заслугам.Взошла его звезда стремительно: из цыганского колхоза Новохоперского района Воронежской области приехал в Москву 16-летний подросток – показаться в театр «Ромэн».Деньги на поездку собирали всем колхозом – хватило на билет в один конец. Билет обратно не потребовался: когда Сличенко спел-станцевал, поднялся один из ведущих артистов театра Сергей Шишков со словами: «Вот моя замена!» Спустя несколько месяцев «замена» уговорит мэтра «заболеть» во время гастролей и выйдет на сцену вместо него в «Четырех женихах», в главной роли Лексы. Больше ничего доказывать не надо было – о молодом актере заговорили наперебой.Позади была война, страшное воспоминание об отце, которого фашисты расстреляли буквально на глазах у семилетнего мальчика, все прелести голодного послевоенного сиротского взросления. Впереди – долгая творческая жизнь (в театре он играет уже 58 лет), дети, внуки, пока одна правнучка: ответ искусства на ужасы истории.Николай Сличенко принадлежит к сэрвам – цыганской этногруппе, которая значительно ассимилирована в славянское население, приняла православие и считается одной из самых образованных среди цыган. Но про все эти тонкости можно и позабыть: Николай Алексеевич, возможно, наиболее известный цыган на Земле, полномочный представитель уникального народа в эпоху глобализации.Он оставил короткий, но яркий след в кинематографе («Олеко Дундич», «В дождь и в солнце», «Свадьба в Малиновке», «Мой остров синий»), столь же яркий след в режиссуре (одна из самых знаменитых его работ – масштабная фреска «Мы – цыгане») и в педагогике (Гнесинка, Щепкинское училище, Щукинский институт не забудут цыганские студии).Но, пожалуй, главное амплуа Николая Алексеевича – пение цыганских и русских (но с цыганской страстью) романсов, каждый из которых превращается в отдельный спектакль.Концертной деятельности Николая Сличенко уже более 40 лет. А началась она с поездки в Рязань, на родину Есенина, где он исполнил есенинское «Письмо матери» на музыку Липатова.