Школьная жизнь в Москве бурлила и сто лет назад
СТРОИТЕЛЬСТВО и содержание школ, поддержка учителей (включая достойную оплату их труда), издание учебников и изготовление учебных пособий... Эти вопросы стояли перед московским властями и сто лет назад, в начале ХХ века.Те, кто в вопросах истории привык ориентироваться на книги и фильмы советских лет, по утверждению которых ребенок «простых родителей» в дореволюционной России был обречен оставаться неграмотным, будут разочарованы, узнав, что Москву начала ХХ века с полным правом можно назвать «столицей образования».И это при том, что сто лет назад Москва (впрочем, как и сегодня), как губка, «впитывала» в себя огромное количество мигрантов всех возрастов.Растущая промышленность, бурно развивающаяся торговля требовали новых рабочих рук.Руки эти, как правило, столица получала из русской деревни, где даже элементарная грамотность находилась на куда более низком уровне.В конце XIX века основным школьным законом России было «Положение о начальных народных училищах». К началу ХХ столетия училища эти были четырехклассными, но в Москве еще существовала сеть шестилетних городских училищ. Кроме них были училища при фабриках, приютах, частные школы и т. п. Все московские школы и училища (вне зависимости от ведомственной принадлежности) контролировались городским Училищным советом, возглавляемым «самим» головой.Мест в училищах всем желающим не хватало, а потому московские думцы в 1901 году подняли вопрос о необходимости введения в городе всеобщего начального образования.Как это часто бывало в истории, вопрос этот обсуждался на праздничном заседании Думы, посвященном 40-летию отмены крепостного права.Тем не менее свои юбилейные обещания московские думцы выполнили. Через четыре года ассигнования на начальное образование в Москве достигли такой суммы, которая позволила открыть несколько десятков новых школ и обеспечить места практически всем желающим. Еще через шесть лет, несмотря на тяжелейшее бремя «первой русской революции», начальное образование в Москве стало обязательным и полностью бесплатным. Большую поддержку городскому бюджету в деле обучения малолетних москвичей оказывала и государственная казна. Деньги выделялись как на обучение школьников, так и на строительство новых училищ. В связи с этим власти Москвы разработали план, которым предусматривалось построить еще 50 новых школьных зданий. Но началась Первая мировая война и к новому учебному 1914 году была закончено строительство только 16 новых школ...На какие еще школьные нужды выделял деньги город? На зарплату учителей. Кстати, в Москве в первые 16 лет ХХ века практически не было проблем с выплатой учительской зарплаты или, как тогда говорили, жалования. Хотя многие города и сельские местности России этим похвастать в то время не могли... Не забывали московские власти в прошлом веке и об отдыхе школьников. О городских детских площадках мы уже говорили в одном из прошлых номеров.Находились у Москвы деньги и на школьные завтраки, и на поддержку должного санитарного состояния помещений, и на выделение учебников для школьников. Все учебники и письменные принадлежности (тетради, ручки, чернильницы и т. п.) поступали в школы с городского склада и выдавались школьникам бесплатно. Учебные пособия, используемые на уроках, тоже поступали бесплатно. Кстати, об учебных пособиях. Сто лет назад в списке городских музеев, вход в которые был свободным и бесплатным, значились находящийся на Поварской улице Музей учебных пособий и расположенный у Калужских ворот Городской подвижный музей наглядных учебных пособий. Это были музеи не столько для учеников, сколько для учителей, которые могли здесь «повышать свой профессиональный уровень», знакомясь с новыми пособиями и с новыми методиками преподавания.Процесс обучения не только в низшей, но и в средней школе был в те годы выстроен по строгому ранжиру. В начале 1905 года во все училища и школы московского учебного округа, например, мог быть разослан циркуляр, воспрещающий учащимся «участвовать в обсуждении каких-либо вопросов, касающихся современного положения дел в России» и вообще «государственного порядка».Были и «вопросы, требовавшие решения». В сентябре 1908 года жители московских окраин, как писали «Московские ведомости», обратились в Городскую думу с коллективной просьбой: «по примеру некоторых заграничных городов установить сезонные проездные билеты на трамвай для учащихся детей». Деньги на проездные у Москвы, по-видимому, нашлись...Или, например, еще сообщение – газеты «Русское слово» от 9 декабря 1908 года: «Во 2-м Таганском женском училище учительница избила 8-летнюю девочку-школьницу. Медицинский осмотр побои засвидетельствовал. Городской голова назначил расследование этого случая». Похоже на современные телесюжеты… Разумеется, далеко не все ученики, окончившие начальную школу, могли рассчитывать на продолжение образования в полновесном среднем учебном заведении и, как следствие, мечтать об образовании высшем. Но основа для всеобщей грамотности в те годы была заложена фундаментальная. И, возможно, если бы не случись мировая война и революционные бури 1917-го, точкой отсчета для общедоступного среднего образования в Москве вполне мог бы стать какой-нибудь 1925, 1930 год…