Между Америкой и Россией

Развлечения

Эдуард Тополь, известный своими криминальными и остросюжетными романами, решил попробовать себя в новом амплуа. Он снял фильм по собственной книге «На краю стою», в котором выступил в качестве продюсера и сорежиссера.Корреспондент «Вечерки» попытался выяснить, что подвигло писателя на такие эксперименты и доволен ли он результатом.– Эдуард, вы пошли на этот эксперимент из творческого интереса или в силу каких-то обстоятельств?[/b]– Скорее второе. О том, чтобы снять кино самому, я задумался очень давно.Много-много лет назад на Одесской студии начали снимать фильм по моему сценарию, меня почему-то забыли вызвать на съемку, а когда я увидел, что они там наснимали, пришел в ужас. В Одесском доме творчества я сходил с ума, и классики нашего кино Валерий Фрид и Юлий Дунский мне сказали: «Эдуард, ну что вы переживаете.Каждый фильм это кладбище сценариев. Если мы не принимаем участие в съемках, то от сценария остается 20%, а если принимаем, то – 30%.Так что нечего переживать, пишите следующий». Но меня это не устраивает, я пишу для того, чтобы люди увидели то, что, я считаю, должно быть на экране. А если режиссер, продюсер начинает что-то вычитать из сценария и заменять это своими литературными упражнениями, меня это приводит в бешенство. Поэтому я решил взять власть в свои руки. И этот фильм кладбищем сценария не является.– Конечно, было очень не просто. Все доставалось нам тяжелым трудом и огромными затратами нервов. Вы можете спросить у исполнительного продюсера, как мы с ней в горах Узбекистана организовывали съемки. Это было тяжело, напряженно, мы буквально сами стояли на краю разорения.– На самом деле борьба с наркоманией – не тема книги, а обстоятельства, в которых сюжет книги развивается.Темы книги – это цена мужества, стойкость характера, верность любви и верность своему долгу. Так или иначе, это в любой жизни присутствует. И если человек отступает, тогда он, стоя на краю, падает в нравственную пропасть. Или, стоя на краю, он выпрямляется и себя самого преодолевает.Года три назад я обратил внимание на публикацию о российских пограничниках, оставшихся на границе с Афганистаном. Хотя это территория не России, а Таджикистана и Киргизии. Там они вели бои с наркобаронами. Эта история меня взволновала, и я стал собирать материал на эту тему.Ознакомившись с огромным количеством текстов, я написал сценарий, основанный на реальных фактах. Но, разумеется, только отчасти. Обстоятельства реальной жизни куда более трагичны, чем судьба, показанная в картине.[b]– Говорят, у нас в кино царит дикий рынок с откатами, черным налом, оплатой через подставные фирмы. Вы с этим столкнулись?[/b]– Конечно, мы столкнулись. Другое дело, кто в этом участвует, а кто нет. Мы сделали кино за те деньги, которые нам удалось собрать.Сценарий выиграл конкурс в Госкино, и около миллиона долларов мы получили от государства, еще около полутора миллионов вложили частные инвесторы. Это мои читатели и друзья, которые поверили, что у нас может получиться хорошее кино. Ни в каких сомнительных махинациях, откатах и так далее мы не участвовали, поэтому фильм не смог пробиться в широкий кинопрокат. Для этого надо было еще два миллиона долларов найти на рекламу, меньшие суммы прокатчиками просто не рассматриваются. Картина вышла в ограниченный прокат, было напечатано только 12 копий. Нас очень поддержала ГУП «Московское кино» в лице Анны Пендраковской и Армен Суренович Бадалян (компания «Пять звезд»). Они единственные, кто на свой страх и риск поставили наш фильм в кинотеатрах на поздние сеансы. Вот такой у нас рынок кино.– У меня собственного продюсерского опыта в Америке нет, поэтому о кинорынке я ничего не могу вам сказать.Но вот на книжном рынке в Америке ничего подобного нет. И не потому, что никто не хочет дополнительных денег себе в карман получить, а потому, что это отбросит тень на всю последующую биографию. Если в России докажут, что кто-то участвует в коррупции, взял взятку или получил откат, с ним ничего не будет.Ну, предположим, напишет об этом какая-нибудь газета, на что никто внимания не обратит. Там же это чревато закрытием всего бизнеса. Если мой агент выяснит, что издательство, печатающее мои книги, сделало дополнительный тираж, с которого нам не перечислили процент, то это издательство закроется, туда больше ни один агент не принесет ни одной книги. Дело не в том, что там все честные, там тоже полно людей, которые не хотят платить налоги и готовы на ком-то заработать. Просто законы там работают, а здесь – нет.У нас все прекрасно знают об огромном рынке пиратского DVD, но, несмотря на все протесты западных и отечественных кинематографистов, никто с этим не борется.В Америке этим занимаются: если там в каком-нибудь магазине обнаружат хоть один нелегальный диск, этот магазин закроют, а здесь ничего подобного не происходит. У нас те же силовые структуры получают в карман от директора деньги и выходят из этого магазина, ничего не предпринимая.[b]– Где вам уютнее в Америке или России?[/b]– Мне уютно и там, и там. Потому что здесь я, как нож в масле, знаю все правила игры, всю систему отношений. Там этого нет, потому что в Америке я кино, к сожалению, не делал. Но там благоустроеннее, чище, лучше экология.Даже в центре Нью-Йорка воздух чище, чем где-нибудь в пригороде Москвы. Но, к сожалению, мир устроен по принципу канализационных труб, то есть дерьмо, существующее на этом континенте, очень быстро всплывает там, и наоборот. И постепенно там появляются те же пирамиды, откаты, что и здесь. А новый американский президент, на мой взгляд, вообще является бедствием. Это человек, главная цель которого – разрушить США.– Я и здесь тоже зарабатываю деньги, у меня нет миллионов, чтобы я мог альтруистически заниматься благотворительностью. Но я никогда не описывал обстоятельства американской жизни, характеры и психологию американцев. Я с ними не ходил в детский сад, не учился в школе… Моя территория – это советское и постсоветское пространство, тут я знаю многое, о чем могу написать.– Вы хотите сказать, что даже там я себе нашел русскую жену. Вот эта будет правильная формулировка, потому что русские женщины замечательные, наверное, самые лучшие в мире.– В Москве за эти годы стало больше свободы. Исчезли коммунистические лозунги, куда чаще на улицах можно увидеть целующиеся парочки. А в подземных переходах – играющих на гитаре ребят. Я обожаю станцию «Маяковскую», очень рад, что ее отреставрировали, и теперь она снова засверкала, как и во время моего первого визита в Москву.[b]Досье «ВМ»[/b][i]Эдуард Тополь родился 8 октября 1938 года в Баку.Окончил Азербайджанский государственный университет и сценарный факультет ВГИКа.С 1961 года профессиональный писатель.В октябре 1978 года эмигрировал в США.Автор многих остросюжетных триллеров, романов «Красная площадь», «Подлодка У-137», «Красный газ», «Журналист для Брежнева» и др.По сценариям Тополя сняты «Юнга Северного флота», «Красная площадь», «Несовершеннолетние», 8-серийный фильм «У. Е.».Женат, воспитывает 12-летнего сына.[/i]

amp-next-page separator