В Москве больше нет обманутых дольщиков, не будет и долгостроев
ОБМАНУТЫЕ дольщики десятков городов России объединяются для борьбы за свои права, ведут судебные процессы, пикетируют Белый дом и пишут письма премьеру и президенту, а московские дольщики оформляют документы на собственность и делают ремонты в новых квартирах. Это можно считать одним из самых важных успехов города, достигнутых в сложнейшей обстановке глобального экономического кризиса.Проблема обманутых дольщиков, строго говоря, не входит в сферу ответственности муниципальных властей, и то, что руководство Москвы взялось за ее решение, было целиком и полностью его личной инициативой. Ведь строительные пирамиды заключали частные договора с дольщиками, которые юридически являлись инициаторами покупки квартир, добровольно внесшими деньги в строительные фирмы, а значит, принимали на себя и риски.Популярность долевой схемы была связана со стоимостью квадратного метра – застройщики предлагали весьма привлекательные цены в доме, находящемся на стадии котлована. Помимо людей, посчитавших этот вариант выгодным вложением денег в недвижимость, которую позже можно продать гораздо дороже, и внесших деньги сразу за несколько квартир, дольщиками стало и немало тех, для кого это было единственным приемлемым вариантом улучшения своих жилищных условий. Для того чтобы внести необходимую сумму, занимали, продавали и закладывали все что можно, чтобы купить квартиру побольше – именно они оказались в самом незавидном положении, когда посыпались долевые пирамиды.К 2005 году многие дольщики по всей стране потеряли надежду получить свое жилье и начали стучаться во все инстанции. Помочь им на этой стадии мог только суд, однако суды по таким делам, как известно, длятся годами. То, как московские власти справились с этой нелегкой проблемой, может быть при желании взято на вооружение любым городом, и дело вовсе не в том, что столица якобы самый богатый регион. Для начала, по словам главы столичного стройкомплекса Владимира Ресина, был рассмотрен отдельно каждый случай, все дольщики были разбиты на группы по типу проблем. «По разным объектам надо было принимать разные решения. Где-то строительство было начато, но компания-застройщик не смогла его закончить. Где-то не было необходимых документов и согласований. Наконец, был ряд компаний, которые занимались откровенным мошенничеством – собирали деньги у населения, но не собирались вести строительство», – вспоминает Ресин. В итоге выявили 3371 семью, которой требовалась помощь.Затем городу нужно было найти новых инвесторов, которые бы согласились достроить дома, притом что дольщики не должны были вкладывать дополнительных средств. Подобные проекты для инвесторов совершенно невыгодны, соглашаясь на такое, они в лучшем случае не терпят убытков. Чтобы хотя бы минимально заинтересовать надежных инвесторов, городу пришлось пойти на издержки за счет бюджетных средств. Решения принимались индивидуально: с кем-то город договаривался о предоставлении площадок под будущее строительство, где-то был изменен проект в сторону увеличения жилых площадей для последующей коммерческой продажи, а также город отказывался от своей доли в коммерческом строительстве, и эти квартиры предоставлялись дольщикам. Кстати, последнее противоречит Бюджетному кодексу РФ, но другого пути просто не было, и столица пошла на нарушение федерального законодательства, естественно, с ведома федеральных властей.«Если бы граждане сами искали нового инвестора, это могло бы растянуться на десятки лет», – говорит Владимир Ресин.Пока в Москве строились дома, столичные и федеральные законодатели трудились над устранением пробелов в законах. В 2005-м был принят ФЗ-214, который регламентирует возможности вложения денег частными лицами в строительство и ужесточает надзор над застройщиками, увеличивая их ответственность. В мае 2009-го были приняты в первом чтении поправки к Закону «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов», которые предполагают, что отношения между девелоперами и дольщиками должны строиться на основе определенного договора. Сейчас застройщик обязан опубликовать проектную декларацию, получить разрешение на строительство, оформить земельные отношения и только после этого начать продажу квартир.Недавно депутаты Мосгордумы обратились к Госдуме с инициативой внести поправки в статью 139 Жилищного кодекса РФ, чтобы изменить существующий порядок создания ТСЖ в строящихся многоквартирных домах. Дело в том, что по действующим законам, до тех пор пока дольщики не зарегистрируют свои права на квартиру, они не могут принимать решения по эксплуатации дома, в итоге им приходится от полугода до полутора лет зависеть в этом вопросе от застройщика. При этом именно дольщики согласно договору несут ответственность по оплате за весь период строительства, а суммы, которые их вынуждают платить, достигают 8 тыс. рублей месяц. Мосгордума предлагает поправить закон так, чтобы дольщик мог выбирать способ управления многоквартирным домом и принимать любые другие решения буквально с момента утверждения проектносметной документации будущего дома.Пока власти решали проблему обманутых дольщиков, кризис породил новую – долгострои. С одной стороны, в данных условиях это явление закономерное, ведь с наступлением кризиса приостановились продажи жилья и строителям стало сложно возвращать банковские кредиты.По данным созданной при правительстве города комиссии, в Москве на конец года насчитывалось 38 таких замороженных строек. Однако эта ситуация несравнима с проблемой обманутых дольщиков – застройщики не скрываются и не подвергают сомнению права дольщиков, но честно признают, что им нужна помощь.По словам руководителя Департамента городского строительства Москвы Александра Косована, вопросы реанимации замороженных строек решаются в еженедельном режиме с участием городских структур и банков.Последние часто идут навстречу, давая дополнительные кредиты на продолжение строительства. В итоге «за последние семь-восемь месяцев на 70% объектов строительные работы возобновлены», подытожил Косован. Те площадки, которые инвесторы так и не начали осваивать и где не было продаж квартир, будут передаваться городу для строительства муниципального жилья. Более десятка таких площадок уже изъято. Власти рассчитывают, что проблема долгостроев будет решена в 2011 году.Два месяца назад для контроля долгостроев в мэрии было создано Управление по контролю и надзору в области долевого строительства. С появлением Моснадзора волнения жертв долгостроя пошли на спад, ведь они на примере своих домов видят, что позиция властей в отношении недобросовестных застройщиков любого типа сегодня принципиальная и жесткая, а значит, недостроев в городе не будет.