Как московские власти с автомобилистами воевали

Общество

ЛИХАЧАМИ в Москве издавна называли особую касту извозчиков, лихая езда которых была частью их профессионального имиджа и входила в «тариф» для пассажира. Но с появлением на улицах города первых автомобилей это прозвище очень быстро перешло к ним...«Московские лихачи давно известны как отъявленные нахалы и безобразники. Но сегодняшние шофферы превзошли их в этом качестве», – писала уже через несколько лет после начала «века автомобилизма» одна из московских газет.Заметим в скобках, что удвоенное «ф» в слове шофер вовсе не ошибка, а тогдашнее написание этой новомодной в начале ХХ века профессии...Какие же нарушения чаще всего замечали москвичи, а с ними вместе и городские власти? Да те же, что и сегодня – некоторая «нетрезвость» за рулем и езда с «бешеной скоростью», значительно превышающей разрешенную. Правда, и дозволенная скорость автомобилей может вызвать улыбку у сегодняшнего москвича...Около ста лет назад, в «зимнюю сессию» 1911 года, Московская дума активно обсуждала вопрос о разрешенной скорости для автомобилей на улицах города.Создали даже специальную комиссию, в которой, впрочем, не было ни одного человека, лично сидевшего за рулем.Выводы комиссии и уже сформировавшееся к этому времени «общественное мнение» были противоположны.«Общественное мнение», сформировавшееся в массе пешеходов и подогретое «лошадиным лобби», требовало чуть ли не запретить пользование автомобилями в Москве до достижения нашим народом определенного «культурного уровня».Думская комиссия была более реалистична, решив большинством голосов установить предельную скорость движения автомобилей 20 верст в час (чуть больше 21 км). Были, правда, некоторые гласные, которые с этой «бешеной ездой» были не согласны и требовали установить предел в 15 верст в час. Наиболее трезво смотрящие на реальную жизнь думцы резонно возражали: «А как вы проверите эту самую скорость» и «Все равно никто не будет придерживаться разрешенного...» А действительно: как было наблюдавшему за порядком на улице городовому (специальной ДПС тогда, разумеется, и в помине не было) определить – с какой скоростью едет заинтересовавший его «лихач»? До первых изобретений в этой области оставалось еще несколько десятилетий. Хотя были среди городовых и энтузиасты, которые все-таки пытались это сделать. Вот о каком случае «определения скорости» поведал коллегам гласный Думы П. Щапов: «В Сокольниках один городовой задумал определить. Он от фонаря до фонаря измерил расстояние и записал один номер, который, как ему показалось, едет скорее разрешенного...Причем оказалось, что этот автомобиль принадлежал градоначальнику...» В своих спорах о «разрешенной скорости» тогдашние законодатели, как и сегодня, очень любили ссылаться на опыт «заграницы», выбирая для этого примеры и страны, отвечающие ходу их собственных рассуждений. «В Дании и Австрии во всех городах существует 15 километров.В Петербурге действующими обязательными постановлениями установлена скорость 12 верст в час», – с пеной у рта доказывал один. На что его коллега совершенно резонно замечал: «Я был недавно в Петербурге и знаю, что там ездят со скоростью 30 верст. В Париже установлено тоже 12 верст, а едут скорее, и полиция смотрит на это сквозь пальцы...» Одним словом, после долгих дебатов «реалисты» победили «идеалистов», и скорость в 20 верст в час была узаконена для Москвы. Грузовым автомобилям разрешили двигаться со скоростью 15 верст в час. Исключение было сделано только для служебных автомобилей, и только на пожар.Об установке каких-то «мигалок» в те годы никто и не помышлял – разве пожарную машину от прочих не отличишь? Такая скорость была явным компромиссом между реальностью и мечтаниями обывателей. Штрафы и наказания для любителей быстрой езды на автомобилях в те времена были в чем-то даже более жесткими, чем сегодня. Разборкой таких дел занимался обычно мировой судья и решал их быстро.Накануне Первой мировой войны автомобиль, как бы мы сейчас сказали, со счастливым номером 1414 был остановлен, а шофер за «бешеную езду со скоростью 60 верст в час» приговорен к штрафу в 500 рублей или трем месяцам ареста (на выбор). Следует напомнить, что тогдашние 500 рублей – это генеральское жалованье за полгода непорочной службы! Что же касается пьянства за рулем, то и такое сто лет назад бывало. Хотя и не носило массовый характер. Иначе чем объяснить появление в газетах такого рода объявлений: «Трезвый шофер ищет места...»Сто лет назад как-то не было принято перекрывать улицы во время движения кортежа машин высокопоставленного чиновника и даже оказывать ему какието особые предпочтения. Правда, на заре автомобильной, а по существу – еще полностью лошадиной, эры тогдашний спесивый генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович постановил освобождать Тверскую перед его выездом в город, что вызывало открытые нарекания думцев и обывателей. Но после его гибели об этом решении забыли, и ни один из городских начальников такой привилегией не пользовался.Напротив, в конце первого десятилетия ХХ века градоначальник даже издал специальный приказ по этому поводу: «Проезжая по городу, я усмотрел, что некоторые постовые городовые, заметив мое приближение, поспешно останавливают движение экипажей, освобождая путь для моего проезда... Предлагаю разъяснить городовым, чтобы они во всякое время, так и при моих проездах ограничивались лишь поддержанием установленного порядка движения...» В случае нарушений к тогдашним «членовозам» суд относился по всей строгости закона. Был такой случай, описанный в тогдашних газетах: на углу Страстного бульвара и Большой Дмитровки автомобиль градоначальника врезался в трамвайный вагон. Автомобиль был без именитого пассажира, но шофер Горяинов, несмотря на предупреждение городового, ехал с повышенной скоростью.Кроме привлечения к уголовной ответственности, он был немедленно лишен прав, причем пожизненно... Вернули ли ему права после октября 1917-го как «пострадавшему от старого режима» история умалчивает...

amp-next-page separator