Приди в себя, приди к Богу, вернись к людям!

Общество

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков надеется получить помощь от Русской православной церкви в вопросах реабилитации наркоманов.По заявлениям антинаркотического ведомства страны, силовыми методами снизить масштаб наркотической угрозы невозможно. Объемы изъятий растут, что приводит к росту цен, но при этом появляются другие виды наркотиков.Под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялось заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности.Участники рассмотрели проекты документов комиссии: «Роль мирян в социальном служении Церкви», «Концепция Русской православной церкви по реабилитации наркозависимых», «Церковь и алкоголизация общества».Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные фрагменты выступления руководителя реабилитационного центра при Свято-Георгиевском приходе Иваново-Вознесенской епархии игумена Мефодия. Государственная наркология находится в глубоком кризисе, население неохотно обращается к услугам государственной наркологической службы не только в силу ее малой эффективности, но и еще в силу ряда объективных причин.К сожалению, говорить, что православная церковная реабилитация находится на уровне, соответствующем возможностям Церкви и современным научным представлениям о компетентном подходе к реабилитации, пока еще преждевременно. Можно свидетельствовать о том, что она зарождается и существует начальный опыт.Сегодня в активе Русской православной церкви в деле реабилитации наркозависимых есть практика: ряд православных приходов и монастырей успешно занимаются реабилитацией наркозависимых, приступив к этой деятельности по особому промыслу Божию, в результате чего некоторые члены церковных общин стали постепенно ревностными энтузиастами этого дела. К сожалению, подобных приходских и монашеских общин крайне мало в масштабах всей Русской православной церкви.Общественные организации, объединяющие православных мирян и тесно взаимодействующие с Церковью, создали профессиональные реабилитационные центры, использующие признанные успешными в мировой практике методологии, совмещая их со своими собственными наработками. Но и таковых центров слишком мало. Количество их в последнее время не увеличивается, напротив, закрылись некоторые центры из успешно действовавших в течение значительного времени (например, «Мельница» под Санкт-Петербургом). Вместе с тем имеется огромный запрос у общества и у самой Церкви в преумножении таких центров и церковных общин, занимающихся реабилитацией. В некоторых епархиях созданы отделы по противодействию наркомании.В теории: проводятся семинары и конференции по проблемам наркомании и тесно связанной с нею ВИЧ, в которых участвуют священнослужители. Издан ряд статей по реабилитации наркозависимых при православных приходах и монастырях, вышли буклеты, книги, снято несколько ознакомительных фильмов, но нет разработанной методологии православной реабилитации, нет даже целостного структурированного осмысления собственного опыта у православных центров, что могло бы являться базой для написания методологии. Информация о православной реабилитации носит фрагментарный характер.Отчасти острота споров о программе «12 шагов» возникает и объясняется крайними позициями противников и сторонников программы. В то время как одни объявляли группы, работающие по программе «12 шагов» сектами, уводящими своих адептов от Бога и Церкви, другие пытались доказать, что только работа с наркозависимыми по этой программе является эффективной, она должна быть взята на вооружение Церковью и легко совмещается с церковным мировоззрением. Не углубляясь в анализ, можно сказать, что в своих крайних утверждениях обе стороны были неправы.Программу можно несколько адаптировать к православию (что и делают некоторые ее приверженцы из членов Церкви), но сделать ее в полном смысле церковной невозможно. Функционирование при приходах и монастырях групп самопомощи или реабилитационных центров, работающих по программе «12 шагов», не является препятствием для становления церковной реабилитации ни сейчас, ни в будущем, и может даже поощряться. Собственно, церковной реабилитации можно дать следующее определение: «церковная реабилитация есть соработничество Богу в спасении попавших в зависимость от психоактивных веществ людей через приобщение их к внутрицерковной жизни, в которой при органичном включении реабилитационного процесса в жизнь церковных общин соединяется перемена их мировоззрения и максимально возможное участие в Евхаристической жизни, следствием чего является, в частности, достижение устойчивой ремиссии и ценностно ориентированное участие в жизни общества».Реабилитационный процесс, который в полноте предстоит освоить Церкви, включает в себя: установление первичного контакта с потенциальными пациентами (воспитанниками) и их первичное консультирование, дезинтоксикацию, мотивацию на прохождение реабилитации, основной период реабилитации, ресоциализацию, сопровождение по жизни прошедших реабилитацию подопечных, а также работу с родственниками наркозависимых. Пока что наркозависимые и заинтересованные в их выздоровлении близкие им люди сами ищут, где бы в православной Церкви найти компетентную помощь, и, помыкавшись, нередко уходят на реабилитацию к протестантам, которые создали большое количество реабилитационных центров по всей России. На этом этапе могут быть действенными телефоны доверия и кабинеты первичного приема.Целесообразно проводить ее в медицинских учреждениях, с которыми следует заключать договоры о направлении к ним пациентов, которых после дезинтоксикации можно сразу переводить в мотивационный реабилитационный центр для прохождения мотивационного периода. (проводится в мотивационном центре или амбулаторно). В этот период необходимо настроить подопечного на полный отказ от употребления изменяющих сознание психически активных веществ, мотивировать на дальнейшее прохождение реабилитации, по возможности мотивировать на прохождение церковной реабилитации.Длительность периода 1–3 месяца. Мотивационный центр работает по методикам профессиональной реабилитации, но в жизнь пациентов уже здесь входит знакомство с православной Церковью, встречи со священником, присутствие на богослужениях или даже (при желании) посильное участие в таинствах, чтобы их последующий выбор относительно продолжения реабилитации был основательным, не слепым, а вполне осознанным. церковной реабилитации. Проходит внутри церковных общин, приходских или монастырских, с полноценным участием воспитанника в возможной для него мере в церковной жизни. Длительность – приблизительно 12–15 месяцев. В центре реабилитационного процесса находится священник. Проводится в центре (социальная гостиница, «дом на полдороге»), расположенном в каком-либо из крупных городов. Воспитаннику предоставляется бесплатное или частично оплачиваемое им жилье. Здесь он защищен от влияния улицы, находится в неагрессивной по отношению к нему среде.У него имеется возможность получить консультативную помощь в связи с возникающими проблемами. Он работает в миру, сам планирует свои расходы, готовит себе пищу, следит за жилым помещением, учится пользоваться электронными средствами массовой информации – одним словом, готовит себя к полностью самостоятельной трезвой жизни. Время данного этапа – от нескольких месяцев до 2–3 лет. При согласии прошедшего реабилитацию подопечного с ним поддерживается связь. В лучшем случае он становится активным прихожанином какого-либо храма. В случае возникновения в его жизни проблем ему оказывается помощь.. По большей части проблема наркотизации молодого человека – это не только его личная проблема, это проблема всей его семьи. Семье при поступлении ребенка или мужа (жены) на основной этап реабилитации также будет предложено ознакомиться с проблемой зависимости и, возможно, с помощью консультантов решить те семейные проблемы, которые провоцируют одного из членов семейства на наркотизацию. В отдельных случаях, когда становится очевидным, что проблемы, толкающие подопечного к наркотикам, в его семье не решить, ему может быть рекомендовано по окончании реабилитации жить отдельно от семьи, иногда на значительном расстоянии.На всех этапах основной реабилитации, буквально с первых дней жизни на приходе, воспитанники участвуют в церковной жизни общины (таинства и богослужения, молитва, послушания, пост, окормление у духовника), обсуждают итоги недели с воспитателем, проходят курс катехизации (занятия по закону Божию, литургике и библеистике), проводят самостоятельные групповые обсуждения отдельных вопросов (представляя свои решения на суд духовника), участвуют в кинообсуждениях, индивидуально работают с духовной и художественной литературой и аудиоматериалами, занимаются спортом, в некоторые праздники проводят культурные вечера. Уводя наркозависимых воспитанников в процессе реабилитации от наркотиков, отторгая их от прежней жизни, в которой присутствуют наркотики, дать их жизни новое наполнение, открыть вдохновляющие перспективы. Церковная община согласно второму принципу церковной реабилитации предоставляет возможность страждущему от зависимости человеку войти в ее благодатную жизнь, получить опыт этой новой жизни, почувствовать вкус церковного бытия, прийти к пониманию его законов, приобрести иной взгляд на мир. По окончании реабилитации община должна помочь воспитаннику выстроить свое будущее в соответствии с полученным опытом, не отказываясь сопровождать его по жизни.Церковь имеет возможность стать одним из основных деятелей в реабилитации наркозависимых на территории России, если не самым главным. Потенциал Церкви практически неограничен.Для этого необходимо: Согласно оценкам Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в настоящее время в Российской Федерации насчитывается до 2,5 миллиона наркозависимых, и без всякого преувеличения наркомания, которая с начала 90-х годов прошлого столетия приобрела характер эпидемии, является угрозой национальной безопасности страны. Абсолютное большинство наркозависимых, около 90%, составляют героиновые наркоманы. Страна ежегодно теряет от героина 30–40 тысяч молодых людей.

amp-next-page separator