Он из джаза

Развлечения

Он один из первых джазменов, получивших звание народного артиста России, а также единственный из ныне здравствующих джазовых музыкантов, награжденный орденом «За заслуги перед Отечеством». Но Анатолий Кролл не из тех, кто может почивать на лаврах былых успехов.И сегодня он продолжает активную творческую жизнь. Руководит двумя музыкальными коллективами: ставшим уже знаменитым «Академикбенд» Академии Гнесиных и квартетом «Мы из джаза». Выступает с концертами, гастролирует.– Анатолий Ошерович, сейчас все говорят о кризисе. Скажите, а вас кризис каким-либо образом задел?[/b]– Кризиса я не почувствовал, у меня ничего не изменилось, потому что Российская академия музыки взяла на себя все заботы об «Академик-бенде», мы прекрасно оснащены инструментами, у нас есть место для репетиций, в нашем учебном коллективе официально существуют директор и второй дирижер. Да и я прекрасно себя ощущаю, поскольку никогда не стремился сильно обогатиться за счет музыки. Цель моей жизни в том, чтобы каждый день приносил мне удовольствие и радость от того, чем я занимаюсь.– Нет, что вы. В джазе уже есть очень много тем и сочинений, ставших классическими, которые никогда не умрут. Как можно говорить, что постареет музыка Глена Миллера, Дюка Эллингтона, Каунта Бейси? Сегодня молодые ребята из биг-бендов с огромным наслаждением играют их знаменитые темы.Появление нового направления связано со сменой эпох, и этого не следует ожидать регулярно каждые десять лет, но есть коллективы, которые в своем исполнительском искусстве приносят очень много нового. Например, оркестр Гордона Гудвина, который сам по себе является потрясающим музыкантом, и принес очень много в культуру, стилистику биг-бенда.Так что никаких симптомов смерти нет. Просто сейчас как-то меньше увлекаются лейблами, как это было раньше – боп, хард-боп, кул. Но и новая современная джазовая музыка существует.Другой вопрос, что я никогда не был поклонником авангарда в джазе. Хотя признаю любую современную музыку.Например, в 60-е годы, когда такой джаз мало кто играл, мы выступали на Таллинском фестивале с программой в стиле квартета Колтрейна.– Но то же самое происходит и в академической музыке. Возьмите русскую и европейскую классику, которую мы все знаем и любим, и сравните ее с современной академической музыкой. Никакие параметры, к которым мы привыкли, – мелодия, гармония – уже не существуют, сейчас больше преобладают какие-то фактуры, которые дают скорее ассоциацию, нежели какое-то предметное ощущение. Мне часто приходится слушать такого рода сочинения, и я стараюсь демократично относиться к ним, хотя иногда просто не понимаю, о чем идет речь, как такие сочетания звуков можно назвать музыкой. Для меня, как и для любого разумного человека, главное в музыке это теплокровность. Музыка должна оставаться живой, эмоциональной.[b]– Жизнь предполагает развитие и движение, но ведь не могут джазмены все время играть эти существующее 150–200 стандартов?[/b]– Дело в том, что стандарт в джазе несет особый характер. Стандарт можно играть всегда одинаково, а можно каждый раз ему придавать какое-то новое звучание. В джазе существует понятие авторской, исполнительской аранжировки. Так, каждая тема, меняясь от исполнения к исполнению, порождает колоссальное количество образов. Но параллели проводить с другими видами искусства очень сложно, потому что у джаза совершенно особое место в мире музыки. И джаз сегодня – это понятие огромное. Да, джаз перестал быть массовым, а что, академическая музыка сегодня – это массовое явление? Совсем не так велик процент людей, способных ее понять и оценить. А что касается театра, то разве театр за последние десятилетия очень сильно развился в своей драматургии и режиссуре? Конечно, есть отдельные экспериментаторы, но их единицы. То же самое можно сказать и о кино. Поэтому не стоит джаз выделять из общего контекста. Джазовая музыка очень уверенно существует, я уже более десятилетия провожу джазовые фестивали и не припомню, чтобы когда-либо залы были полупустыми.– Прекрасные. Я недавно был почетным гостем на его юбилейном концерте, прошедшем в Москве, а он участвовал в моем вечере – «Анатолий Кролл. Следующие полвека в джазе». Это архиталантливый человек, природа дала ему очень много. Антонову свойственна простая, очень лаконичная, но удивительно талантливая мелодическая мысль. Он умеет простыми мелодиями создать определенное настроение – это редкий талант. И его простота никогда не граничит с примитивом. Я очень рад, что у него такой стабильный зрительский успех.– Этот вопрос обсуждать трудно. Конечно, он человек с непростым характером, об этом знают все. Но я никогда не ставлю характер впереди творческой значимости.Жизнь сегодня заставляет многих знаменитых и узнаваемых людей быть жесткими. Особенно с представителями СМИ, которым не так важно получить информацию о творческих планах и чаяниях того или иного музыканта, как выведать или даже придумать какие-то жареные факты. Да и что означает непростой характер? Думаю, что почти каждый из известных, состоявшихся музыкантов, – человек непростой, наверное, и обо мне можно так же сказать. Я не являюсь таким априори соглашателем, умею отстоять свою точку зрения и не всегда думаю о том, будет ли это удобно или нет для кого-то. Принципиальность – это очень важный элемент в характере человека.[i][/i]– Какое значение для вас имеет семья?[/b]– Жалко, что я не взял с собой фотокнигу замечательного фотохудожника Кати Школьник. В этом издании многие фотообразы подписаны эпиграфами, и на своем я написал: «Я благодарен жизни за то, что она мне подарила бесценное счастье – музыку и мою семью». Не могу сказать больше, потому что все, что существует за пределами музыки, – это моя семья. Семья сложная, особая.У нас огромное количество животных, около 20 кошек и собак. Так что жена не может жить с ними в Москве, а я не имею возможности каждый день ездить на дачу, поскольку в Москве у меня много дел.– Это не разведенные в питомниках, а спасенные, вылеченные и возвращенные нами к жизни существа. Каждое наше животное – это отдельная история, и такого не было, чтобы, увидев кошку или собаку, попавшую в беду, мы прошли или проехали бы мимо.– Да, хотя мы с ним сотрудничали на постоянной основе только один раз, это было во времена МКС-бигбенда. () Именно он играл в нем на рояле, замечательно справлялся со всеми своими партиями. А теперь он абсолютно самодостаточный человек, у него несколько своих проектов. Хотя живется ему сейчас совсем нелегко, так же трудно, как и всем другим музыкантам.– Да, но в этом влиянии никогда не было насилия, скорее только наглядный пример. Причем, поначалу мне как-то и не особо удавалось увлечь его джазом, но все произошло само по себе.Наверное, с той поры, как я перестал на него давить и требовать от него: делай то или делай это – он сам пришел к джазу. Олег имеет прекрасное образование, окончил Российскую академию музыки много лет назад.[i]Народный артист России джазовый дирижер, композитор, пианист, аранжировщик Анатолий КРОЛЛ приобрел известность еще в молодости, став одним из самых молодых и успешных бендлидеров Советского Союза.В оркестрах, которыми он руководил, получили свое первое признание Валентина Пономарева, Лариса Долина, Марина Журавлева, Юрий Антонов.Анатолий Кролл – автор музыки к фильмам «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Сны», «Простодушный», «Барханов и его телохранитель», «Артист и мастер изображения» и др.В 2003 году на Площади Звезд в Москве заложена именная звезда Анатолия Кролла.Женат, сын, Олег Кролл – джазовый музыкант.[/i]

amp-next-page separator