Анжелен Прельжокаж: «Комфорта я не ищу»

Развлечения

Впервые в истории Большой театр открыл сезон мировой премьерой балета в постановке европейского хореографа. Революцию в стиле Contemporary Dance в стенах главного театра страны произвел француз албанского происхождения Анжелен Прельжокаж.[b]– Анжелен, вы первый раз работаете с русскими танцовщиками. Чем они отличаются от французов?[/b]– Такой тонкий вопрос, деликатный… Ну, во-первых, я выбрал тех русских артистов, в которых почувствовал большую заинтересованность и любопытство. Надеюсь, для них это не просто очередной проект. Другая особенность русских танцовщиков – не только тех, которых я выбрал, но, может быть, и всех русских балетных артистов – это необыкновенный инстинкт, интуитивность движения, интеллект тела. Они потрясающе делают то, что умеют, а в том, что для них ново и незнакомо, они интуитивно находят какой-то правильный путь и свое решение. Говорю это потому, что есть очень много танцовщиков, которые замечательно делают то, чему их обучили с детства, но как только хоть чуть-чуть выходишь за эти рамки, они теряются.– Я смотрел, кто из них смог бы быстрее влиться в нечто новое для себя, и потом какие-то личностные вещи меня интересовали. Индивидуальность. Каждый раз, когда я выбираю группу, с которой буду репетировать, я ее составляю, как букет цветов. Например, бывают компании, где потрясающие тюльпаны. Но – только тюльпаны. Или только розы. Я люблю составлять букеты более непредсказуемые, где есть и лилии, и розы, и сирень, и тюльпаны, и колокольчики ().– Во всяком случае, много красивых.– Отправной точкой послужило чтение Апокалипсиса.– Конечно, я читал Апокалипсис давно, но когда мы решили, что это будет новая постановка, оригинальная, я подумал: почему бы его не перечитать и не посмотреть, можно ли там на что-то вдохновиться. Но я подчеркиваю, что это только отправная точка, ни в коем случае никакая не иллюстрация, не толкование. Это вдохновение на тему.– В этой постановке смешанная труппа – половина русских и половина французов. Такого я еще не делал, это совершенно особое предприятие. Комфорта я не ищу.Мои постановки комфорта не предусматривают. Комфорт я лучше поищу где-нибудь на Бали.Создать на останках Апокалипсиса CREATION-2010 были призваны знатные мастера современного актуального искусства – Лоран Гарнье и Субодх Гупта. Оба они – и культовый диджей, «крестный отец французской электроники, открывший миру новый саунд Франции» Гарнье, и самый известный индийский мастер инсталляций из металлической кухонной утвари Гупта – дебютанты на балетной сцене.Отдав музыку и сценографию на откуп «революционерам», Анжелен Прельжокаж сделал реверанс и традиции – костюмы для спектакля создал российский кутюрье Игорь Чапурин, оформивший уже немало балетов.Новый балет создавался в рамках Года Франции в России и России во Франции совместными усилиями русских и французских артистов. 10 танцовщиков Большого театра и 10 из компании «Балет Прельжокажа» в большом репетиционном зале на фоне ржавого металла творили CREATION-2010.Именно так – созидание, творчество, сотворение мира в конце концов называется теперь этот проект, изначально заявленный как «Апокалипсис».Говорят российские участницы балета Анастасия Меськова и Анастасия Винокур.[b]– Для вас эта работа не первое обращение к современному танцу?Анастасия Винокур.[/b] – Да, был Раду Поклитару, но здесь больше Contemporary Dance. И босиком мы не танцевали никогда. Совсем все новое.[b]– И как вы, классические танцовщицы, решились на это новое?Анастасия Меськова.[/b] – Мне очень хотелось, наверное, что-то изменить и в жизни, и в профессии. Это просто такой эксперимент, который редко бывает. Случай. Нам повезло, что нас отобрали. – И очень интересно создавать спектакль, а не вводиться в уже готовый. Все с первого дня и до последнего, от декораций и музыки до костюмов. И хореографию – так получилось – мы часто делали совместно. – Много именно нашей импровизации. – Мы стали свободнее. Во всем: в танце, в жизни, в мыслях, в душе. Мы раскрепостились – это самое главное.– У нас полностью поменялось отношение к работе, друг к другу, к коллективу. Вообще понятия… Мы перестали стесняться своего тела. – Да, полюбили свои тела, какие они есть. Ведь классический балет часто загоняет тебя в какой-то угол. Сам себя загоняешь: ты все время не такой, ты кривой, толстый. А тут наоборот – ты самый прекрасный, самый красивый, наслаждайся собой, своим телом, своими движениями. И это, конечно, очень здорово. – И все равны – нет ни солистов, ни кордебалета. Все разные: маленькие, высокие, интернациональные – какие угодно. И от этого совершенно нет комплексов. – Не гребут всех под одну гребенку – ни по сантиметрам, ни по объемам. Ты такой, какой есть, и каждый обладает своей индивидуальностью. Несмотря на то что мы в спектакле часто делаем одинаковые движения, можно заметить, что у каждого есть свой стиль. И очень интересно было наблюдать, как наши девчонки, которые вообще никогда не сталкивались с современной хореографией, за 3–4 месяца это впитали в себя и окрасили какими-то своими красками.[i]Анжелен Прельжокаж – один из самых ярких хореографов сегодняшнего дня, учился классическому танцу, затем увлекся роком, после чего пришел к танцу современному.После стажировки у Карины Ванер в Школе Канторум он поехал в Нью-Йорк к мэтру танца модерн Мерсу Каннингему.Вернувшись во Францию, Прельжокаж поступил в Национальную консерваторию современного танца, в 1984 г. сочинил свой первый балет, а через год создал собственную труппу в Шампиньи-сюр-Марн, ставшую затем Национальным хореографическим центром Валь-де-Марн.Позднее компания переместилась в Шатоваллон, потом – в Экс-ан-Прованс.Экспериментаторские работы хореографа получили мировое признание, многочисленные премии и призы.Труппа Прельжокажа неоднократно гастролировала и в России.[/i]

amp-next-page separator