Поисковики передали Музею Победы новые экспонаты
Бетонные колпаки, где с одной стороны проем для входа, а с другой — пулеметная амбразура, носят забавное название «жбот», отдающее чем-то детским, обзывательным, и похожи на перевернутые вверх дном чашки. На деле это «железобетонные огневые точки», делавшие взрослое серьезное дело — защищавшие родину (вместе с бойцами своих гарнизонов) и спасавшие людей от смерти.
Эти жботы найдены поисковиками клуба «Память» под Осташковом Тверской области. Их было много — конструкция типовая; детские, женские и стариковские руки в тылу наших отступавших войск по шаблону связывали проволочный каркас, обивали его деревянной опалубкой и заливали особо прочным бетоном. На выходе получались жботы.
На боевых позициях под них рыли специальные окопы, укрепляли их стенки бревнами и сверху ставили жботы.
Если позволяло время — прикапывали землей для маскировки, чтобы жбот сливался с местностью. Внутри помещались пулемет и один-два бойца (в зависимости от типа пулемета). Бетонный колпак спасал пулеметчиков от пуль и осколков, минометных мин и даже от снарядов.
— После падения Смоленска в 1941 году было принято решение о строительстве трех линий обороны Москвы, внешняя проходила по берегу озера Селигер и через город Осташков, где и найдены эти жботы, — рассказал Анатолий Лукашов, заместитель командира клуба «Память». — В августе линия была принята военными с оценкой строительства «хорошо, почти отлично». Причем строительство Осташковского оборонительного района велось в основном местными женщинами и детьми, а также рабочими и инженерами московского Пятого управления Метростроя. То есть укрепрайон связан с Москвой не только предназначением — для обороны столицы, но и конкретными людьми. Строили линию с этими жботами под постоянными бомбежками, но немцы, когда к ней вышли, так и не смогли ее преодолеть.
В районе Осташкова немцы были остановлены, несмотря на то, что наши части справа и слева от города вынужденно отступали. И зимой 1941 года советские войска в этом районе начали успешное контрнаступление.
— В России до сих пор нет ни одного памятника строителям укреплений, — отметил руководитель клуба «Память» Алексей Шевчук. — Мы хотели его установить на тверской земле, но не нашли понимания у местных властей, а затем случай свел нас с представителями Росгвардии. Они предложили нам установить жботы в Музее Победы. Вопрос решился очень быстро, и с помощью Росгвардии мы их погрузили и привезли сюда. Это большая честь для любого образца техники или инженерных сооружений — быть частью экспозиции главного Музея Победы в стране.
Ребята и девчонки из поискового клуба, одетые в форму времен Великой Отечественной, стояли всю официальную церемонию с серьезными лицами — уж они-то знают цену этих кусков бетона. Через их подростковые руки проходят кости тех бойцов, что погибали в таких жботах и на других позициях ради нашей нынешней мирной жизни. Но в один момент их лица осветились улыбками — символическое совпадение про связь поколений: на крыше одного жбота прочли дату его изготовления — 18 апреля 1942 года. Ровно 77 лет назад.
КСТАТИ
Железобетонные огневые точки были очень распространены в строительстве оборонительных рубежей во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы (например, их использовали при строительстве оборонительных рубежей на границе с Китаем и на Курильских островах) благодаря простоте конструкции и легкости установки на позициях. Такие же огневые точки можно увидеть в Москве на месте третьей линии обороны 1941 года — в Теплом Стане, Тропареве, Кунцеве и Филях.