ЧЕМ ПАХНУТ ДЕНЬГИ

Общество

Московские психологи исследовали новые экономические установки москвичей и обнаружили, что тема денег представляет теперь одну из болевых точек российского сознания. Психологи пользовались опросником «Отношение к деньгам», в основу которого лег британский опросник. В исследовании участвовали 512 москвичей от 17 до 71 года.Более половины опрошенных испытывали тревогу по поводу своего финансового положения. Причиной беспокойства стали не только объективные обстоятельства, но и перестройка традиционных установок.Это вызывает в сознании людей противоречия и путаницу. Женщины чаще выражают свою тревогу через импульсивное экономическое поведение – неразумные траты и покупки, за которыми следуют раскаяние и чувство вины. Мужская тревожность проявляется в подозрительном к окружающим, недоверии к партнерам и открытых стычках из-за денег с членами семьи.Тревожность, по мнению психологов, стала эмоциональной составляющей экономического сознания москвичей. Но есть и рациональные компоненты – отношение к заработку и тратам. При социализме людей приучали мало зарабатывать и еще меньше тратить. К «карьеристам» и «рвачам» относились с подозрением, старые вещи до бесконечности ремонтировали и старались все сделать своими руками. Сейчас малообеспеченные москвичи старше 35 лет тоже стараются тратить поменьше, но заработать хотят побольше. Ведь они теперь откладывают деньги на «черный день». Более молодые и обеспеченные граждане приняли установки западного общества – много зарабатывать и много тратить.Наконец, среди самой молодой группы опрошенных (17–24 года), особенно среди девушек, много тех, кто настроен тратить, не зарабатывая. Эта тенденция, по мнению психологов, вызвана двумя причинами.Во-первых, в России возрождается патриархальная модель семьи, в которой женщина не работает, а ведет дом. Здесь на первый план выходит именно расходование денег. Но не все девушки, обдумывающие житье, понимают, что им предстоит разумное планирование семейного бюджета.Во-вторых, современная молодежь «отравлена» однобокой рекламой, призывающей потреблять, но не объясняющей, как зарабатывать.Очевидно, установка молодых тратить, не зарабатывая, не сможет в будущем обеспечить им материальное благополучие и психологический комфорт. Поэтому психологи считают неотложной задачей формирование у молодежи реалистического отношения к деньгам и денежным вопросам.Эта программа, по мнению ученых, должна включать не только элементы экономического образования, но и грамотную пропаганду здорового экономического поведения. По аналогии с пропагандой здорового образа жизни.

amp-next-page separator