Не обманешь – не продашь?

Общество

НУЖНО сказать, что и сто, и двести лет тому назад ни городские, ни центральные власти в дела торговые, строго говоря, не вмешивались. Это дело частное, касающееся только продавца и покупателя. При этом все торговые подати и налоги, разумеется, в казну и муниципальную мошну взимались регулярно. Но не более того.Всякие поползновения городских властей на вмешательство во «внутренние купеческие дела» начинались только тогда, когда происходило чтото, нарушающее закон. Ведь правила торговли достаточно четко и строго предписывали покупателей не обсчитывать, не обвешивать, лавку держать в чистоте и продукт иметь на прилавках только «первой свежести».Следить за всем этим были обязаны специальные врачебные и прочие комиссии, создаваемые при участии гласных городской Думы и служащих управы. Такие проверки осуществлялись хотя и не часто, но достаточно регулярно.Самые жесткие протоколы писались по поводу лавок Охотного ряда, продуктовых складов на Болотной площади, владельцев магазинов, расположенных во всех частях города. Помогало это? На короткое время и, так сказать, в «точечном порядке» – вблизи места, где были выявлены безобразия...Неоднократно московские власти предпринимали меры, чтобы сделать торговлю, а точнее – торговые места более «цивилизованными». Здесь москвичам не давал покоя пример многих европейских городов, где чистота и правила поведения торговцев соблюдались куда строже, чем в Первопрестольной и даже в сановном Петербурге.В Европу снаряжали специальные делегации, изучали зарубежный опыт (разумеется, не только в сфере торговли), пытались – не всегда удачно! – «пересадить» его на российскую почву. Вот что писал по поводу разных подходов к торговому делу в Европе и России один из путешественников конца XIX века (имевший, правда, отношение к служащим управы): «Заходишь в тамошний магазин, и сердце радуется: и чисто, и светло, все понятно – сколько весит и сколько стоит. А ежели, не дай бог, купишь что невообразимое, то всегда в определенный срок обменять можно!.. А у нас, к примеру, на Сухаревке? Да и в новейших Верхних торговых рядах? Купил, дома померил, за голову схватился – и пиши пропало; какие могут быть обмены! Не обмены, а сплошные обманы!..»Письмо это, опубликованное в читательской почте одной из газет, разумеется, можно отнести к разряду «за границей и грязь чище», но какая-то «сермяжная правда» в этом была. Хотя, думается, обвесов и обмеров и в Париже с Берлином случались ничуть не реже, чем в Москве или Казани!Впрочем, и с обманом покупателей и с «неоправданной дороговизной» московские власти боролись. Как могли, конечно. «Из-за произвольного поднятия цен на хлеб,– писало в августе 1906 года «Русское слово», – содержателями пекарен (цена кислого хлеба возросла с 2 до 2,5 копеек за фунт, а сладкого – с 2,5 до 4 копеек) Управа рассмотрела вопрос об установлении реальных цен на все его сорта, обязательных для всех пекарен города...» Борьба за «здоровье» покупателей шла не только на продовольственном, но и на культурном фронте. Из продажи регулярно изымались книги и брошюры «вредного содержания», а также то, что, по усмотрению властей, было признано «развращающим нравственность». «В последнее время в Москве появилось большое количество порнографических карточек и открыток, – сообщало своим читателям «Русское слово». – По распоряжению градоначальника полиция произвела обыски лавок и арестовала несколько десятков тысяч подобных открыток...»Отбор «порнографии» шел, очевидно, в соответствии со здравым смыслом не только градоначальника, но и каждого полицейского, ибо ни тогда, ни сейчас понятие «порнография» так и не получило должного юридического смысла.Шла борьба и с паникой. Знаете, как бывает: пройдет слух, что что-то исчезнет из продажи или подорожает, и обыватели выстраиваются в длиннющие очереди, приближая поневоле то, чего они так боялись, – пустоту на прилавках.Такого рода слухи возникали в начале прошлого века неоднократно, и, нужно признать, не всегда были лишены всяких оснований. Но всегда «пресекались» властями – «во избежание». Вот, к примеру, что сообщали «Московские ведомости» в номере от 31 мая неспокойного 1905 года: «Во всех магазинах и чайных началась необычная покупка сахара из-за ложного газетного слуха о повышении налога на сахар. Министерство финансов выступило с опровержением... Как всегда, газетчики виноваты! А вот, к примеру, что об одном из благих начинаний московских властей в деле торговли писал в 1901 году популярнейший и весьма наблюдательный «Московский листок»: «Московская Управа решила покончить с безобразием, которое существует у нас в торговле. И начала с того рынка, который расположился у Ильинских ворот и вдоль довольно привлекательного бульвара, расположенного у Китайгородской стены. Здесь торговля шла с лотков и самых разнообразных ларей, часто весьма непрезентабельного вида. Теперь эти лари и лотки заменили торговлей из 55 киосков, построенных по единому образцу, разработанному управой. Поможет ли это новшество делу, покажет будущее, ибо в России любое начинание получается, в конечном счете, не так, как его задумывали…»В общем, все – и пишущие, и читающие, и продающие, и покупающие в глубине души понимали, что ничего тут не поделаешь. И основное «правило торговли», правда, не записанное ни в каких постановлениях и уложениях, гласило и будет еще долго гласить: «Не обманешь – не продашь!»На том и стоим.[i]Обманом покупателей сто лет назад городские власти считали и те «рекламные» выкрики, на которые были горазды мальчишкигазетчики. Иногда в газетах и вовсе не было того, что анонсировал ретивый продавец.В декабре 1906 года власти города решили мальчишекгазетчиков «арестовывать за распространение разных выдумок, а содержателей артелей – штрафовать»...[/i]

amp-next-page separator