Как распознать стресс у школьника

Общество

ВМЕСТЕ с первоклассниками в школу идут и родители. Не только в прямом смысле, ежедневно провожая и встречая свое чадо, но и помогая ему адаптироваться к школьной жизни. То есть к иному распорядку дня, новым обязанностям, ограничениям и т. д.Как правило, дети ждут 1 сентября с нетерпением и одновременно волнением: впереди неизвестное и даже пугающее. Родителям предстоит вводить первоклассника в этот новый мир, не запугивая школой, а формируя ответственное к ней отношение. Делать это надо деликатно, учитывая физические и психические особенности детского организма.И здесь все непросто. Врачи и психологи отмечают, что сегодня половина российских школьников уже отягощена неврозами. А это тревожный факт! Главная причина – невыстроенный режим дня. И как следствие, недостаток свежего воздуха, умственное переутомление, хроническое недосыпание.С первого школьного дня приучайте ребенка к строгому распорядку. Тогда он и успевать будет больше, и результаты окажутся выше.Ученики начальной школы должны ложиться спать не позже 9 часов вечера и вставать в 7 утра. Школьные нагрузки, хотя и щадящие в первом классе, непривычны для организма, и полноценный отдых ночью чрезвычайно важен. На гуляние отводится не менее 3,5 часа в день. Причем обязательно с движением и играми на свежем воздухе.За домашние задания рекомендуется садиться через 1,5–2 часа после школьных уроков. Ни в коем случае не оставляйте их на вечернее время. После шести вечера способность сосредоточиться и воспринимать информацию резко падает у всех, тем более у детей.Разумеется, надо категорически исключить вечерние сидения у телевизора или компьютера. Младшим школьникам поздние нагрузки и впечатления вообще вредны. Это приводит к перевозбуждению, что тормозит, в свою очередь, засыпание. Так накапливается усталость, а за ней следуют стрессовые расстройства и болезни.После ужина можно почитать ребенку книгу или посвятить немного времени упражнениям, развивающим мелкую моторику пальцев.Собирайте и разбирайте «Лего», складывайте оригами, вырезайте картинки и буквы, играйте в Золушку (перебирайте гречку и рис). Такие тренировки помогут детям легче осваивать прописи.Но не только новые нагрузки ложатся на первоклассника, ему предстоит еще и самостоятельно применять житейские гигиенические навыки. Аккуратно пользоваться туалетом, мыть руки после каждого его посещения и перед едой. Если дома взрослые могут проследить за выполнением этих требований, то в школе такого контроля нет. Значит, придется не раз напоминать первокласснику об элементарных правилах личной гигиены и общественной санитарии. Они должны укорениться в сознании с раннего детства и на всю жизнь. Напоминайте также, что школьник всегда должен быть опрятным, проверять, все ли пуговиц застегнуты и завязаны шнурки, не потерян ли бант.Однако все это выполнить непросто. Как показали исследования специалистов по возрастной физиологии, степень напряжения ребенка в сентябрьские дни сопоставима с состоянием космонавта при экстремальных перегрузках. Весь организм, и психика в частности, «погружен» в совершенно новую среду. Ее освоение должно быть постепенным.Не спешите отягощать маленького человека сразу несколькими делами. Например, параллельными занятиями в музыкальной, спортивной и художественной школах. Пусть он пройдет первый класс без излишнего напряжения. Дополнительное образование целесообразно начинать либо за год до школы, либо со второго года обучения.Детям, которые воспитаны дома, а не в детском саду, психологически труднее осваиваться в школьном коллективе. Чаще объясняйте и напоминайте им: в школе будет много детей, все они разные и с ними надо ладить. Возможно, на первых порах у домашнего ребенка возникнут проблемы в общении со сверстниками.Внимательно выслушивайте его впечатления, жалобы и вопросы. Старайтесь успокоить и настроить на доброжелательное отношение к друзьям.Продленка в школе, безусловно, очень выручает работающих родителей и дает ребенку больше возможностей привыкать к коллективу, к новым друзьям. Тем не менее хотя бы в первой четверти желательно обойтись без продленки. Новоиспеченным школьникам трудно «переварить» слишком большой объем впечатлений.А как усадить ребенка за рабочий стол, если его энергия бьет фонтаном? Некоторые родители готовы даже силу применить, но это непростительная ошибка. Надо разобраться в причинах чрезмерной моторности. Гиперактивные дети – достаточно частое явление в наше время. В Москве, например, они составляют более 18% учащихся. Это особая проблема.Я обращу внимание лишь на одну ошибку: чтобы заставить школьника сосредоточиться на домашнем задании, кто-то из взрослых садится рядом, и начинается, по сути, коллективная работа. Так делать не стоит. Ребенок привыкает к опеке и без «толкателя» за уроки уже не примется. У него не будет стремления понять и добиться чего-то самостоятельно, он потеряет уверенность в себе, а в классе может оказаться безмолвным и беспомощным. А это уже стрессовая ситуация.Помогать первокласснику, конечно, надо, но лишь объясняя непонятное и побуждая к действию. И обязательно хвалите ребенка за успехи.[b]Справка «ВМ»КАК РАСПОЗНАТЬ СТРЕСС У ШКОЛЬНИКА?[/b][i]- Ребенок начинает плакать и злиться без видимых для взрослых причин.- Он пассивен и не уверен в себе.- Часто жалуется на головные боли и боли в животе.- Его трудно разбудить утром, хотя спит положенные 9–10 часов.- Не хочет идти в школу.- Засыпает на уроках.- Стал непривычно молчалив.- Несобран, не может себя заставить сесть за уроки.- Не хочет дружить с одноклассниками.- Появились тик, сильное моргание, привычка наматывать волосы на палец.[/i]

amp-next-page separator