Мой ребенок как юла!
ПОСЛЕ летних каникул школьникам нелегко вернуться к упорядоченному образу жизни. Вольный режим, много свободного времени, отсутствие обязательных занятий – все это «размагнитило», расслабило детей. Родители порой приходят в отчаяние от того, что бурную энергию ребенка долго не удается укротить. Однако время делает свое дело, и дети постепенно успокаиваются. Но не все! У некоторых ребят «мотор» так и работает на максимальных оборотах. Ни внушения, ни приказания или наказания на них не действуют. И родители, и учителя замечают, что в последние годы неуправляемых детей становится все больше.Обычно подобную расторможенность считают издержками продолжительных каникул или просчетами воспитания в семье. Однако врачи-педиатры рассматривают проблему с иных позиций. Путем глубокого анализа они пытаются понять, что же происходит с ребенком.«Моторные» дети создают вокруг себя напряжение. В школе возбуждают весь класс, и учителю трудно вести урок. Дома такие дети тоже не утихомириваются. Постоянно слыша замечания и одергивания, они и сами начинают считать себя никчемными. Подобное самоуничижение – почва для трансформации в психопатическую личность. А далее возможны правонарушения и антисоциальные поступки.Педиатры и психологи решительно приходят к выводу, что упорная неуправляемость детей – не временное или случайное расстройство поведения, а болезнь. Основной ее признак – не повышенная двигательная активность, а короткий промежуток внимания. Иначе говоря, ребенок не может подолгу сосредотачиваться на любом занятии. В том числе на игре, чтении, домашнем задании и т. п. Болезнь получила название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».Ученые нескольких стран проводили комплексные обследования детей и отметили множество заболевших. Скажем, в разных городах России распространенность такого заболевания составляет 21–28%. В Австралии – от 4 до 40%. В разных американских штатах подобный диагноз имеют от 3 до 20% школьников.Но это связано не с дефектом интеллекта, как иногда поспешно заключают учителя и родители, а с нарушением восприятия. Специальные наблюдения показали, что уровень интеллекта у таких детей обычно в пределах нормы.А виной всему является дефицит внимания. То есть неспособность концентрировать внимание в течение нескольких секунд в любой обстановке. Этому сопутствуют нарушения памяти, снижение работоспособности, быстрая утомляемость.Заметим, дети в школе могут продуктивно работать 5–15 минут. Потом мозгу нужен отдых (3–7 минут), чтобы накопить энергию для следующего рабочего цикла.В 90% случаев ослабленное внимание сочетается с гиперактивностью. Ребенок двигается, торопится, суетится, бесцельно хватает предметы, не может усидеть на месте. Нередки вспышки гнева с криками и оскорблениями. Это раздражает и возмущает окружающих. Такой ребенок не находит понимания, от него стараются отстраниться. Ощущая себя одиноким, он пытается самоутвердиться агрессивными действиями, особенно по отношению к сверстникам, и тем отвращает от себя друзей. Но что чрезвычайно опасно, эти дети от одинокости легко завязывают контакты с незнакомыми людьми. Чем такое грозит, вряд ли нужно объяснять.Невоспитуемость в сочетании с импульсивностью – сигнал родителям: ребенку необходима консультация врача.Диагноз – синдром дефицита внимания с гиперактивностью – врач ставит, опираясь не только на медицинскую, но и на педагогическую, психологическую и социальную характеристики маленького пациента. В диагностическом процессе крайне важно участие родителей и педагогов. Именно они могут сообщить ценные нюансы поведения ребенка.Где же корень беды? Многочисленные исследования вывели ученых пока на три направления, где можно искать ответ. То есть все, что связано с течением различных заболеваний и травмами ребенка. Не исключается генетическая предрасположенность. тоже существенно влияют на организм ребенка. Речь идет о качестве воздуха, воды, продуктов питания. Могут провоцировать синдром дефицита внимания пищевые добавки. В частности, салицилаты, широко применяемые в производстве консервов, колбасных и некоторых молочных изделий. Когда родители или ближайшие родственники страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, склонны к антисоциальным поступкам и правонарушениям.Задача родителей – как можно раньше обратить внимание на неадекватность поведения ребенка и не оставлять проблему на самотек. То есть, прежде всего, побывать на консультации у педиатра.Синдром дефицита внимания – проблема интернациональная. Во многих странах врачи ищут способы лечения этого заболевания. В частности, предлагается создавать специализированные классы. Значительный опыт накоплен, например, в Чехии. Группы в 10–15 человек занимаются там по особой программе. Урок при этом длится не более 35 минут, но общий объем материала такой же, как и в обычных классах. Врачи считают такую форму обучения полезной, однако она не заменяет лечения.В лечебном комплексе должна быть предусмотрена двигательная активность по специальной программе, психотерапия, психологопедагогическая коррекция. Крайне важны здесь и спокойная обстановка в доме, доброжелательное отношение к ребенку, строгое соблюдение им режима.Возможно, кто-то усомнится: а надо ли вообще специально заниматься лечением школьника с синдромом дефицита внимания? Дескать, с возрастом все образуется само собой. Как именно все нередко «образуется», показывают наблюдения ученых из США. Оказалось, что у 27% таких детей поведенческие нарушения сохраняются и в отрочестве, и в юности. Причем 60% из них стали потреблять алкоголь и наркотики. Серьезные противоправные действия (грабеж, насилие, воровство) совершали от 36 до 50% этих детей в различных социальных группах. Родители, неужто нам нужны такие перспективы? Тогда делайте своевременно выводы![b]Тест «ВМ»ПОЯВИЛИСЬ ЛИ У РЕБЕНКА ДО 7 ЛЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ?[i]- Суетливые движения руками и ногами- Ребенок с трудом остается на стуле, выполняя задания- Легко отвлекается на посторонние стимулы- С трудом дожидается очереди для вступления в игру- Отвечает не подумав и раньше, чем вопрос будет закончен- С трудом исполняет инструкции других- Плохо удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях- Часто переключается от одного незаконченного дела к другому- Во время игры беспокоен- Чрезмерно разговорчив- В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение- Кажется, что не слышит, что сказано ему или ей- Нередко теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.)- Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице «без оглядки»)[/i] Если общее число положительных ответов – 8 или более, вам необходимо показать ребенка специалисту.