Книжная полка столицы
[b]Наша Родина – Россия. – Стихи. Рассказы. Сказки. Предания. – Библиотека российского школьника. – М., Оникс, 2010 г.[/b]Спасибо сыну – благодаря ему мне удалось познакомиться с очень душеподъемной книжкой. А то все телевизор, а там сериал «Школа» и прочие ужасы. Насмотришься до оторопи и вспомнишь свое счастливое детство, когда было точно известно, что такое хорошо и что такое плохо. Когда была контрастность, и вроде бы никому от этого не было плохо. И книжки были соответствующие – без лукавых полутонов. Теперь, думалось, таких уж не пишут, а старые не издают. Оказалось, издают. И сборник «Наша Родина – Россия», выпущенный в рамках издательской программы правительства Москвы, тому подтверждение. И ведь не только сказки, рассказы и стихи в сборнике, еще исторический комментарий в виде очерков и справок. И пусть некоторые авторы вызывают вопросы (кто такой В. Степанов? в мои годы… не помню, не было такого), но другие вызывают лишь аплодисменты. Зощенко, Коваль, Драгунский и Леонид Пантелеев с его рассказом о мальчике, который «стоял на часах», потому что игра – это игра, а честное слово нерушимо.А я-то, признаться, думала, что уж не переиздадут «Честное слово» в связи с потерей актуальности.И все же если кому-то сборник покажется ретроградным, пусть вчитается в строчки Юрия Энтина.[i]Говорят, что москвичиСпят зимою на печи.Это правда?– Правда это!Мы гуляем только летом,А зимою дружно лечьВсе обязаны на печь!– Слышал я еще о факте,Что в столице носят лапти.Это правда?– Правда это!Сообщаем по секрету:В угол ставят тех людей,Кто выходит без лаптей!– Говорили мне соседи:Бродят в городе медведи! Это правда?– Правда это!Из-за них не видим света!В оба все должны смотреть,А не то сожрет медведь!Вообще у нас в МосквеХодят все на голове!И дома у нас подрядВверх тормашками стоят!Ездят все на красный свет!Хочешь верь – а хочешь нет![/i]При желании в них можно найти много примет нашего времени.[b]Феликс Максимов. Духов день. – Роман. – С.-Пб., Амфора, 2010 г.[/b]Велика Россия и многолюдна. Насколько – одной переписи известно, да и то с приближением. Но ясно: среди этого народонаселения в лице читающей его части найдется тысяча человек, кому окажется по нраву роман Феликса Максимова. В точном соответствии с тиражом. В конце концов, только с одной стороны человек – неповторим и исключителен, но с другой – всегда отыщется 999 личностей, которые неотличимо исключительны и неповторимы. Его ценности – их ценности, его глаза – их зрение, его вкус – им приятно.Вышеприведенная сентенция – вы не ошиблись – свидетельствует, что «Духов день» оставил автора этих строк в расстроенных нервах и серьезнейшем подозрении, что обостренное чувство слова, как и глубинное проникновение в сокровенное, ему недоступны.Но значит ли это, что данная книга плоха? Ни в коем случае. Она хороша, даже очень, просто не для всех.Так, может, это ее достоинство? А что, долой массовость! Сермяжность губит литературу! Окунемся же в XVIII век, в годы московские, безумные, чумные.Не красоты ради сказано, потому что и впрямь о чуме речь. О том, как вымирали улицы, как бродили по ним мортусы в смоляных балахонах, как вытаскивали смертники мертвых мамок, отрывая их от живых детей. И еще почитаем о карликах и карлицах, о демонах в человеческом обличии, о старухах-нимфоманках, о татях жестоких и девках продажных – костромских да ивановских.Ах, Москва, город мистический – и живой, и смертию пронзенный.А над всем этим, а внутри этого – жар и гарь торфяных пожаров.Кстати! Именно это роман делает невероятно своевременным – с учетом минувшего лета с его пожарами и смогом. Ну, и любовь, конечно. Бессмертная, а значит – Любовь, чего мелочиться построчному.Ох, Москва. Вечный город, куда там Риму! Как у Максимова? «К родным и приезжим равно бессердечна семихолмная матерь, стирочная и ярмарочная, сволочная, раскольничья, рыночная, булочная Москва».Как сказано, а?! Как писано! Еще чуть-чуть, и я стану одним из 999. Главное, что не 666-м.Любовь! Москва! Как много в этих звуках… всякого.[b]Андрей Круз, Мария Круз. На пороге тьмы. – Роман. – М., Армада, Альфакнига, 2010 г.[/b]Это правда: Андрей Круз писать коротко не может. Каждый роман – в двух, а то и трех томах. Не может – и все тут! Даже когда пишет в семейном соавторстве с любимой женой Марией, не может все равно. А читателю, признаться, и не требуется вовсе, ну, чтобы коротко, ему важнее, чтобы было ясно.Заявив о себе пару-тройку лет назад, Андрей Круз обзавелся сонмищем поклонников и принялся исправно снабжать их книгами, в которых фантастика мешается с фэнтези, боевик – с хоррором, а постапокалиптическая безнадега уживается с уверенностью, что и в наступивших противоестественных условиях человек может выжить. Если – первое – умеет стрелять. И второе: если может стрелять во врагов, а также всяческую нежить.Заметили? Второе не всегда следует из первого. И неизвестно, что важнее.Не славословим: книги Круза не без греха. В частности, уж больно похожи герои, даже имена-фамилии путаются. Но читатель это прощает. Ему ситуация важнее. А ситуации в романах сплошь аховые. В том числе в последнем романе «На пороге тьмы», вернее, в его пока еще первом томе.Ну, сами посудите, вполне обычный наш современник из Подмосковья идет в сарайчик, чтобы наладить генератор, и… оказывается в параллельной реальности.Или какой другой, а вовсе даже не параллельной. Ведь время, оно… ветвистое. И где-то уже третье тысячелетие, а где-то только конец 40-х прошлого для нас века. И там, в этих невнятных годах, живут люди, провалившиеся из самых разных лет: из идейно выдержанных 50-х, из застойных 70-х, из перестроечных 90-х. У каждого из них своя правда – в числителе, и у каждого страстное желание выжить – в знаменателе. Потому что враг один для всех: Тьма и ее слуги – Гончие и прочая жуткая нечисть. С ней и с ними предстоит сразиться герою Круза. Хорошо, что он умеет пилотировать самолеты – По-2, например. Хорошо, что умеет стрелять – из ППШ, «шмайссеров» и прочей архаики. Хорошо, что он не один такой в этом чуждом, негостеприимном мире. Откуда всем хочется сбежать – каждому в свое время, в свою реальность.Где однозначно лучше.Очень хочется! Но – как?