Изнанка 7 холмов
В ОДНОМ старом, но очень хорошем спектакле героиня в исполнении незабвенной Татьяны Пельтцер пела: «Ничего, что к нам метро не ходит, // Рано нам еще под землю лезть!» Слышать такое со сцены забавно, а опираться на такую философию в жизни – затруднительно.Альтернативы метро, если честно, несмотря на все «издержки производства», в нашем городе нет. Сами знаете, что на поверхности делается. А посему – метро и только метро!Пользуемся мы им ежедневно, а вот знаем порой не так чтобы очень хорошо. Иногда и коренные москвичи замирают, как некий персонаж перед «новыми воротами», перед указателем: как до этой (название подберите сами) станции добраться? Ведь их нынче без малого две сотни, все и не упомнишь!А вот для того, чтобы «упомнить», и существуют схемы, путеводители и справочники. И чем больше они нам о предмете нашего интереса расскажут, тем они полезнее и занимательнее.Но вернемся в Москву. Она построена нашими предками, как всем известно, на семи холмах. А метро?Естественно предположить, что оно возникло… «под семью холмами». Во всяком случае, именно так называется книга Марка Наумова со ставящим все на свои места подзаголовком – «Прошлое и настоящее московского метро». Издана эта весьма солидная книга (448 страниц с иллюстрациями да еще в твердом переплете) при финансовой поддержке правительства Москвы.Книга отвечает всем требованиям к подобным изданиям: она информативна, хорошо структурирована, точна в деталях, фамилиях и исторических фактах, а главное, позволяет нам совершить интересное путешествие по всем линиям и станциям московского метро не выходя из дома. Но, имея в виду, что полученные сведения нам с вами пригодятся и на практике, может поработать и настоящим «гидом». Читатель совершает обещанное путешествие под семью холмами, останавливаясь на каждой станции: когда и кем построена, кем украшена, как называлась полвека назад, почему так названа сейчас?..Оказывается, по 12 линиям метро движется 4200 пассажирских вагонов, что глубина залегания станций от 3 до 65 метров, что перевозит оно в год 3,2 миллиарда (без учета «зайцев») пассажиров и что поэт Владимир Маяковский делал когда-то попытку предвосхитить появление метро, именуя его «метрошкой» («Я с миленком Трошкою прокачусь метрошкою!»)Метрополитен в мегаполисе – быстро меняющийся, постоянно развивающийся и разрастающийся организм.И даже книга, рассказывающая нам самые последние новости о метро, уже через год будет казаться неполной: появятся новые станции, чуть удобнее станут указатели, чуть вежливее – дежурные по станциям и милиционеры (во всяком случае, нам так хочется). Но еще долго именно эта книга будет служить пассажирам (и читателям) как самая полная и достоверная, несмотря на то что книги пишутся и издаются зачастую медленнее, чем меняется жизнь города!К тому же у метро есть своя биография, своя история, которую знать очень интересно. Ведь нашей с вами подземке стукнуло в прошлом году 75 лет, а это повод подвести некоторые итоги.Итак, полезная книга издана, метро работает, а потому раскроем ее и – в путь! Если не в час пик, то можно читать и ехать одновременно: в московском метро издавна принято что-то читать – «Вечерку», к примеру, или хорошую книжку. Счастливого пути!