Мечта об идеале

Развлечения

Готов поспорить с искусствоведом и художником Александром Кацурой. Не с позиций, конечно, искусствоведа и художника, поскольку ни тем, ни другим не являюсь. А с позиций обычного зрителя. В минувшую субботу, на открытии в Галерее на Чистых прудах (http://www.cleargallery.ru) персональной выставки Игоря Снегура он решительнейшим образом заявил: «Тот, кто не воспринимает абстракционизма, чего-то не поймет и в картинах Тинторетто». Весь мой зрительский опыт и все мое чувство культурной полигамии вопиют против столь жесткой формулы, предполагая открытое пространство восприятия, не ограниченное никакими «если» и «то», за любым из нас – вне зависимости от личных предпочтений и личностных свойств. В одном же Александр Васильевич абсолютно прав: беспредметное искусство выдает нам красоту, форму, цвет в чистом, не отягощенном сюжетом виде. И пусть «кто-то любит ликёры, а кто-то – неразбавленный спирт», но нельзя не признать: Игорь Снегур – мэтр отечественного абстракционизма (отличимого, кстати, от большинства западных образов именно наличием в нём мессиджа, духовного послания художника к смотрящему). Его композиции безупречны и представали бы образцом геометрии мироздания, строгой, но холодной – той самой холодностью Высшего Разума, если бы не цвет Снегура, мягкий и живой, дышащий жизнью в самой абстрактной из абстракций. В полной мере вы можете насладиться этой особой – тёплое в холодном – гармонией на сайте художника http://snegur-art.ru. И, конечно же, на проходящей сейчас выставке в Галерее на Чистых прудах. Посвящена она 50-летию творческой деятельности Игоря Григорьевича. Много всего было за эти полвека. Иллюстрировал книги, писал плакаты, работал в театре и кино. Было и участие в «знаменито разгромленной» Хрущевым выставке 1962 года в Манеже, и в первой для нашей страны нонконформистской выставке в 1975 году в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ. Снегур – организатор той самой группы 20-ти московских художников, той самой первой московской частной галереи «МАРС», того самого первого частного журнала о современном искусстве новой России «АРТ-Панорама». А ещё он – отменный, с тончайшим вкусом к слову литератор. Пишет и издает книги о живописи (в первую очередь, именно беспредметной, абстрактной) как явлении философии, но при этом вовсе не прагматичном инструменте выражения идей. Искусство если и оперирует идеями, то исключительно художественными. Убирая изображение, сюжет, то, что Снегур называет социальным фоном, художник общается со зрителем на беспонятийном языке Красоты. Красоты, ничем не нагруженной. И это, однако, вовсе не означает, что такое искусство бессодержательно, бесполезно. «Художник отвергает противоречивое и негативное, значит, в красоте есть некая польза. Человечество подсознательно выбирает для себя пользу и её узнаёт – это и есть красота. Благо для большинства становится красивым. Благо и красота имеют прямое отношение к инстинкту самосохранения, это и есть «благоприятное». Так считает Игорь Снегур. Скажете: прекрасная мечта – при нынешнем-то состоянии российского общества? А без мечты – какой Художник?

amp-next-page separator