Третья сторона медали

Развлечения

С САМОГО начала позволю себе личное отступление. Когда-то, и было это очень давно, преподаватель зарубежной литературы XIX века в Институте культуры (некогда Библиотечном имени Крупской), напутствуя студентов перед написанием рефератов, изрек: «Запомните, когда списываешь один к одному – это плагиат; когда пьешь из двух источников – это компиляция; когда пользуешься многими – это уже творчество». Ну и хватит с прошлым, вернемся в настоящее, а именно к книге Ирины Шлионской, посвященной тайнам и легендам Москвы.Если вы, что называется, в теме, то особых откровений от этой книги вам не дождаться. Что-то слышали, где-то читали, а что-то слышали и читали неоднократно. Но коли вы полагаете, что эту явную вторичность надо поставить книге в упрек, делайте это без моего участия. Потому что автор этих строк двумя руками голосует «за». По ряду причин.Во-первых, само по себе издание великолепно, касается это полиграфического исполнения или подбора иллюстраций. Во-вторых, при очевидной невозможности написать обо всем, Ирина Шлионская попыталась (и ей это удалось) написать о многом. В-третьих, книгу вполне можно рассматривать как некий манок, после которого, буде на то желание, можно сделать еще шаг, и еще – и так до бесконечности, поскольку о Москве написаны тома и тома, складывающиеся в огромные библиотеки. В-четвертых, кое-что даже для искушенного москвоведа станет бодрящей новостью.Дабы не быть голословным, сошлюсь на себя. А впрочем… Знаете ли вы, что, согласно легенде, одна из заклепок Крымского моста сделана из чистого золота и что многие пытались ее отыскать? Причем искали настолько рьяно, что срывались с опор, отчего мост заслужил неприглядное название Мост Самоубийц.Знаете ли вы, что в 1990 году при сносе дома № 13 на Солянке рабочие наткнулись на устроенный под одним из подоконников тайник, в котором лежали две жестяные коробки, а в них золотые украшения с клеймами Фаберже? Так давняя легенда о московских кладах знаменитого ювелира получила вещественное подтверждение.Знаете ли вы, что есть мнение, будто многие из старых, еще при Сталине построенных станций метро имели своим прообразом какой-либо храм? Станция «Кропоткинская», мол, это маленькая копия древнеегипетского храма Амона в Карнаке. «Полянка» – соборный храм. В рисунке свода «Новокузнецкой» использованы темы римской гробницы Валериев.Знаете ли вы, наконец, что сокровища тамплиеров, вполне возможно, спрятаны где-то в Москве? Здесь по порядку. Бежав в 1307 году из предавшей их Франции, тамплиеры на 18 галерах якобы прибыли в Новгород, а оттуда отправились вглубь неведомой территории, пока не добрались до захудалого Московского княжества. Здесь они осели, выторговав за малую толику своих сокровищ у местного князя, скажем так, режим наибольшего благоприятствования. И начала Москва богатеть, превратившись за какие-нибудь тридцать лет в княжество поистине великое. Желаете хоть малых доказательств? Извольте. На первом ярусе надвратной церкви СвятоДанилова монастыря размещены лепные розетки в форме гербов тамплиеров – белая квадратная рамка, четыре кольца срезают углы квадрата, в центре – шестилепестковая роза.Такими историями полна-полнешенька книга «Тайны и загадки Москвы».Кстати, приятно отметить, что не прошла Ирина Шлионская мимо поистине легендарной газеты «Вечерняя Москва», процитировав заметку от 23 сентября 1932 года о находке склепа Малюты Скуратова (праха душегубца в нем, увы, не оказалось).Да, поистине, что тайн, что легенд в Москве – полна коробочка. Они и сейчас создаются, буквально на наших глазах. Так, в 1996 году в некоторых вагонах метро на схемах появилась станция «Физтех», располагавшаяся за станцией «Алтуфьево». Это была шутка студентов, а какие слухи поползли? Тут тебе и таинственное Метро-2, и подземные бункеры, да мало ли!.. И что примечательно: нет сомнений – шутку забудут, а загадочная станция «Физтех» будет жить в веках и умах. Такова сила тайны.[b]Ирина Шлионская. Тайны и загадки Москвы. – М., ЭКСМО, 2011 г.[/b]

amp-next-page separator