Ярмарка тщеславия
НИЧЕГО подобного в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина еще не было. На организацию этой уникальной выставки было потрачено целых три месяца, не считая предварительной работы в Париже, которой занимался сам модный Дом Dior. В результате музей стал настоящим домом моды.Мир Диора – излишество, роскошь, стремление к высокому искусству. Погружаясь в него хотя бы на несколько часов, забываешь о московских пробках, неухоженном быте. О желании стать прагматиком.Масштабы красоты угадываются еще в преддверии самого события. Главная лестница, ведущая в Белый зал, вся в зеркалах. Ты плывешь по зеркальному полу, на котором разрастаются огни. Они растекаются, уходят за горизонт… Модный ретроспективный показ мастера сопровождается великолепными произведениями искусства, среди которых множество шедевров. Это вполне в духе Кристиана Диора, который настолько любил искусство, что уже в 23 года открыл свою первую галерею. Вот они – старинные приятели мастера: Климт, Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Гойя и Пуссен, которые вдохновляли Диора на протяжении всей жизни. Буквально на каждую коллекцию его вдохновляло то или иное направление в искусстве. А порой – одно-единственное полотно. Вот японская коллекция соседствует с гравюрами Утамаро. А русской соответствует Малявин и Малевич.Для Диора мелочей не было. Он занимался всем, к чему могло прикоснуться женское тело. И от этого возникает впечатление, что каждая деталь рукотворна.Не скроена, а выточена, вылеплена руками мастера.Интересно, какой цвет любил дизайнер? Поначалу подмечаешь преобладание красного, белого... Потом доходишь до «азиатской» секции и понимаешь, что ошибся... В материалах налицо все то же многообразие – шерсть, шелк, твид, тюль, атлас, бархат... Словом, можно смело ставить знак бесконечности…Выделить что-то главное на этой выставке нельзя. Разве что обратить особое внимание на египетский мотив – совместную работу и Пушкинского музея, и Дома моды Dior. Под самым потолком выставлены платья-корсеты – не «прочесть» в них Египет просто невозможно, ведь в их изготовлении использованы золото, змеиная кожа, леопард. А внизу, среди ровно расставленных бутылочек знаменитых духов J’adore, стоит саркофаг «Ташет» (I– III век до н. э.).Идея «зарифмовать» высокую моду с большим искусством, показать источники, вдохновившие кутюрье на шедевры, нашла отклик у всех участников выставки. Группа Recycle показала, как то ли из камня, то ли из пены рождается дамская сумочка. А художник Ольга Киселева, создавая инсталляцию «Парфюмерный орган», исследовала границу между видимым (флаконом) и невидимым (ароматом).