Не для слабонервных

Развлечения

В истории отечественного современного искусства Ирине Наховой принадлежит особая страница. Ведь именно она считается автором первых российских «тотальных инсталляций». Нынешняя выставка, проходящая в Государственном музее современного искусства Российской академии художеств, впервые объединила в одном пространстве разножанровые произведения Наховой, выполненные с конца 70-х годов и по сей день. Напомним также, что эта художница является специальным гостем IV Московской биеннале современного искусства. Работы Ирины Наховой обладают одним очень труднодостижимым качеством – их невозможно забыть. Конечно, свою роль здесь играют масштабность и интерактивность ее произведений. Например, инсталляция «Побудь со мной» представляет собой кабинку с розовыми занавесками. Когда заходишь внутрь и садишься на маленький пуф, к тебе обращается женский голос с заботливыми материнскими интонациями. В это же время занавески начинают надуваться, как шар. Постепенно они заполняют собой все пространство кабинки и слегка сдавливают сидящего там человека. После того как из этого теснящего «плена» все-таки удается выбраться, ощущаешь невероятное облегчение. Такой «аттракцион», конечно, запоминаешь надолго. Хотя «испробовать» его решаются не все – некоторые явно смущаются делать это под взглядами других посетителей. Вообще поведение соотечественников на экспозициях современного искусства – отдельная тема для разговора. Помню, на одной из выставок Кулика девушка Настя (между прочим, художница) заявила мне, что это ниже ее достоинства – наклоняться и заглядывать прямо в зад муляжной корове. А между тем как раз там художник расположил отверстие со скрытым внутри экраном. Однако о том, что на нем было изображено, моя гордая знакомая так никогда и не узнала. Хотя рядом по обеим сторонам и стояли другие посетители, в полусогнутом состоянии взирающие на картинки, скрытые под коровьими хвостами. И надо сказать, делали это они с большим интересом. Что и говорить, современное искусство – это вам не картины Возрождения. Тут надо быть готовым ко всему. Посмотришь, например, на картину Боттичелли или Рафаэля, прослезишься, и снизойдет на тебя благодать. А придешь на выставку Ирины Наховой, заденешь случайно муляжную фигуру в пальто и неожиданно услышишь полный ненависти голос, бранящийся по-английски. Инсталляция эта, между прочим, называется «Мои друзья и знакомые». А «англоязычность» объекта объясняется просто: в 1992 году художница переехала в США. И по сей день она продолжает существовать между двумя городами – Нью-Джерси и Москвой. А работы Наховой прочно осели не только в музеях США и России, но и в государственных и частных собраниях Франции, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Швеции и Швейцарии. Своеобразным «приветом из США» на выставке выглядит инсталляция «Путешествие». На трех стенах небольшого помещения проецируются виды американского городка. А посреди комнаты стоит самый настоящий велосипед. Садишься на него, крутишь педали, и изображения на стене оживают, начинают меняться. Создается полное ощущение того, что ты едешь по улицам одноэтажной Америки. Становится даже страшно, и невольно дергаешь руль, чтобы свернуть, когда кажется, что вот-вот наедешь на дерево или шлагбаум. Но в целом это «путешествие» очень приятное, а уж посетителям вернисажа оно полюбилось до того, что через час велосипед просто-напросто сломали. Правда, организаторы выставки стали оперативно устранять поломку. А ваш корреспондент после велосипеда из огня снова попала в полымя интерактивной работы Desposition. На больших холстах – в положении «вверх ногами», напоминающем сцену снятия с креста – женская и мужская фигуры, а также рыба и ощипанная курица. Если подойти к полотнам слишком близко, то от каждой изображенной фигуры слышится жалоба – где же мама, почему она их оставила? Поневоле становится как-то жутковато. Еще более не в своей тарелке чувствуешь себя в зале с новейшими работами Ирины Наховой под названием «Кожи». На латексных листах – изображения различных частей человеческого тела с татуировками. Рядом – тексты с вопиюще ужасными историями о тех, кому принадлежат эти «кожи». Чувство отвращения поневоле сменяется воспоминаниями о хармсовских страшилках. Но кое-кто из посетителей принимает истории за чистую монету и громко делится этим с окружающими: «Неужели все это правда? А нет, вот тут стоит дата – 2012 год, значит, наверное, все-таки выдумка»… Как это ни ужасно, но идею этой работы, по признанию самой художницы, ей подсказали СМИ – российские и американские, которые просто кишат до неправдоподобия жуткими историями…

amp-next-page separator