Фото: пресс-служба DanceInversion-19

Нидерландский театр современного танца в Москве

Развлечения

В эти дни балетная Москва восторженно аплодирует единственному и неповторимому Нидерландскому театру танца (NDT), который в год своего 60-летия показывает на сцене Большого театра сразу четыре одноактных балета культовых хореографов: Соль Леон и Пола Лайтфута, Кристал Пайт и Марко Геке. Эти гастроли стали возможными благодаря проходящему в столице Международному фестивалю современного танца DanceInversion-19 и его художественному руководителю Ирине Черномуровой.

Встреча всемирно известных хореографов на московской сцене дала возможность не только получить чисто зрительское удовольствие, восхищаясь изяществом и изобретательностью их постановок, виртуозной техникой исполнителей NDT, но и сравнить их творческие индивидуальности.

Если Леон и Лайтфут более увлечены «материализацией» впечатлений и эмоций как отражением современного бытия, а Геке стремится раскрыть через пластику и танец «смысл и дух» человеческого тела в волшебном мире музыки, то Пайт предлагает современную драматургию психологического накала страстей в пластическом исполнении.

Опираясь на музыку, хореографы формируют эмоциональную пластическую драматургию. Вечер одноактных балетов NDT — бесспорного лидера в мире современного танца — наглядный тому пример.

Открывал Вечер балет «Shut Eye / Отключка» Соль Леон и Пола Лайтфута, вдохновленных музыкой исландского мультиинструменталиста Оулавюра Арнальдса. Блестяще поставленная миниатюра дает зрителю возможность заглянуть в сюрреалистический мир поэзии тел («совмещение сна и реальности»), где за причудливой игрой черного и белого, света и тени, возможно, скрывается ответ на вопрос: определяется ли то, что мы видим, только нашими пятью чувствами?

Композиция Марко Геке «Woke up Blind / Проснулся слепым» поставлена на песни о любви трагически погибшего американского вокалиста и музыканта Джеффа Бакли. Телесный танец в ней состязается с мощным красивым голосом Бакли и неистовым звучанием его гитары. Это диалог музыки и танца, переходящий в бескровную дуэль, в которой нет ни победителей, ни побежденных.

Балет Кристал Пайт «The Statement / Заявление» на музыку Оуэна Белтона — уникальное явление в современной хореографии как по форме, так и по содержанию. Он адресован суровым прагматикам, тем, кто смотрит на мир реалистично. Люди при власти ведут за круглым столом бесконечный диалог, не столько осмысливая, сколько оправдывая безнравственную сторону своих поступков. Талантливые танцовщики с безусловным актерским даром (Хлое Албаре, Арам Хаслер, Йон Бонд, Рогер ван дер Поел) пластически отыгрывают каждое дикторское слово закадрового спектакля, превращая его то в поле битвы, то в фарс.

Вечер закончился еще одним балетом Соль Леон и Пола Лайтфута «Singulière Odyssée / Несравненная одиссея». Его действие происходит на железнодорожном вокзале. Танцовщики появляются и исчезают, словно транзитные пассажиры, выпевая телами поэзию отношений. Их танец — резкий и плавный, точный и свободный, темпераментный и меланхоличный — создает меняющиеся телесные узоры — композиции калейдоскопа современной жизни, которые отличаются изысканной простотой внешне и эмоциональной наполненностью изнутри. И лишь один персонаж застывает во времени и ожидании, глядя на появляющихся и исчезающих путешественников. Инструментально-электронную музыку для этого балета специально написал известный кинокомпозитор Макс Рихтер.

Пола Лайтфута, художественного руководителя Нидерландского театра танца, его многолетнего сотворца Соль Леон, Марко Геке и Кристал Пайт, художников одной, «голландской», группы крови, но разного мироощущения и разного творческого опыта, объединяет поиск в хореографии своего смысла — телесного и духовного; поиск весьма перспективный и успешный.

Читайте также: Трагедия погранпоста «Арканкерген»

amp-next-page separator