Одинокий голос художника

Развлечения

НЕКОТОРЫЕ считают его гением. Другие абсолютно не принимают такое сумрачное кино – явно ≪не для всех≫. Это стало ясно еще во время его учебы во ВГИКе, куда он поступил после истфака. Хотя Сокуров и получал там стипендию имени С. Эйзенштейна за отличную учебу, однако пришлось сдавать экзамены экстерном из-за острого конфликта с администрацией института и руководством Госкино. Его взгляд на мир через объектив камеры категорически шел вразрез с официальным, студенческие работы не принимались, его обвиняли во всех смертных грехах – формализме, антисоветизме. Поэтому его художественный дебют ≪Одинокий голос человека≫ по мотивам повести Андрея Платонова, получивший затем ряд фестивальных наград, не был засчитан руководством института в качестве диплома… Тогда его поддержал только Андрей Тарковский… Именно по его рекомендации в 1980 году Сокуров был зачислен в штат киностудии ≪Ленфильм≫. Там он сделал свои первые игровые картины. На Ленинградской студии документальных фильмов – документальные. Но вместо славы и признания получил ≪вечную полку≫: его картины опять вызвали ≪аллергию≫ у партийного руководства города и в Госкино. Вплоть до перестройки ни один из его фильмов не был разрешен советской цензурой к показу. Только в 80-е годы его картины вышли в прокат – и сразу же получили международное признание. Сокуров стал участником и лауреатом многих международных фестивалей, в разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов. А в 1995 году по решению Европейской киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино. Он лауреат многих премий, в том числе государственных и Премии имени Тарковского, заслуженный деятель искусств России, народный артист России… Его картины – от ≪Одинокого голоса человека≫ до ≪Спаси и сохрани≫, от ≪Камня≫ до ≪Тельца≫, от ≪Русского ковчега≫ до ≪Фауста≫, его документальные ≪Элегии≫, ≪Дневники≫, ≪Беседы≫ и ≪Интонации≫ – долгий и неспешный разговор художника о времени, о его героях и злодеях, о себе и меняющемся мире вокруг… Каждый фильм появляется на свет мучительно, каждый стоит ему здоровья и нервов, но каждый приходит вовремя – чтобы показать нам, каким может быть человек в его величии и падении, чтобы в век золотого тельца и клипового безумия остановиться, оглянуться, задуматься… И вспомнить, из какой ≪шинели≫ мы все вышли... И не слишком ли рано выбросили ее на помойку…

amp-next-page separator