Зачем сгубила ты меня?
Юрий Любимов снова объявил о своем уходе с поста художественного руководителя Театра на Таганке. На этот раз причина выглядит куда серьезнее, чем невозможность подчиняться «чуркамтабуреткам» (так мэтр назвал как-то чиновников от культуры, которые обязывают его ежедневно тратить часы на бумажную волокиту, втягивают в различные конкурсы по поводу любой мелочи вплоть до покупки краски для фасада).Теперь камнем преткновения стал конфликт с труппой, разразившийся на гастролях в Чехии. Туда был приглашен легендарный спектакль «Добрый человек из Сезуана», с которого в 1964 г. началась история «Таганки».Больно смириться с мыслью, что на нем же она может закончиться.24 июня перед спектаклем Юрий Петрович должен был провести открытую репетицию. Но она началась с ультиматума артистов, которые написали специальное письмо с требованием выплатить им причитающийся гонорар, в противном случае они отказываются репетировать.По словам жены режиссера Каталин Любимовой, деньги были переданы актерам, чтобы избежать скандала перед лицом зарубежной общественности. Любимов провел репетицию, состоялся и вечерний спектакль, после которого публика устроила артистам овацию. Но на поклон Юрий Петрович не вышел. «Я не намерен больше работать с этим коллективом.Пускай им руководит профсоюз, с меня хватит этого безобразия, унижений, нежелания работать, а лишь получать деньги», – заявил режиссер.Так выглядели информационные сообщения, которые появились в информагентствах в субботу, когда труппа возвращалась в Москву. О том, что произошло в Чехии, корреспонденту «ВМ» рассказала Лариса Маслова, которая играет в «Добром человеке из Сезуана» мать Янг Суна, главного героя.«Должна сразу оговориться – никогда не интересовалась своими суточными, гонорарами, надбавками.Тем более никогда не пыталась узнать это у Юрия Петровича. Еще в Москве перед поездкой в Чехию мы получили суточные в размере 6660 руб. (шутили, что «Таганка» едет на гастроли с тремя шестерками) и 600 крон (около 1000 руб.) по приезде. Во время недавних гастролей в Японии, Италии, Санкт-Петербурге актеры также не получали гонораров. Надо сказать, наши гастрольные расходы все время урезаются. Уже лет 10 с нами не ездит гример. На этот раз с нами не поехали ни костюмер, ни реквизитор. Юрий Петрович приводит в пример труппу Тадаши Сузуки, где актеры делают все сами, но у нас заведено по-другому.В Чехии мы случайно узнали о том, что нам полагается гонорар, – перед нами извинились, что он такой маленький.Мы решили составить бумагу, в которой без ультиматумов, без угроз сорвать спектакль (мы бы в любом случае его сыграли, ведь публика не виновата), попросили выплатить причитающийся гонорар. Мы ждали начала открытой репетиции, сидели в большом зале у бокового прохода.Пом реж попросила Юрия Петровича подойти к нам, письмо было зачитано, после чего разразился скандал.Нам отдали деньги за первый спектакль и потребовали расписку в получении. Неправда, что мы бросились их делить, как сообщают СМИ. Потом мы распределили их поровну между актерами и персоналом. Один актер отказался от этих денег, другой вообще на тот момент в театре уже не работал, а просто согласился поехать на гастроли – уже на своих условиях.Все остальные это письмо подписали.Больно, что этот нарыв прорвался благодаря денежному вопросу. В деньгах, как ни крути, всегда есть что-то грязное. Но суть в том, что общая масса «отвратительных тварей» посмела возвысить свой голос. Особо подчеркиваю: у меня не было конфликтов с Юрием Петровичем и Каталин. Юрий Петрович очень редко хвалил меня или ругал, практически не делал замечаний. С Каталин мне так или иначе приходилось решать какие-то оргвопросы. Например, на эти гастроли я захотела взять (за свой счет) свою дочь, и она мне в этом помогла. Но общая ситуация в театре очень тяжелая. Я люблю этот театр, его эстетику. Да что там говорить – я родила дочь, а через 5 дней уже играла «Доброго человека».Юрий Петрович – отец этого театра.Но отец не всегда любит своих детей.Сейчас разговор о любви в театре вообще не стоит. То, что произошло, должно было произойти. Просто дома не было бы такого резонанса, как на гастролях».Справка «ВМ»Юрий Любимов пришел в Театр на Таганке в 1964 г. В 1984 г. после отъезда за границу Юрий Любимов был со скандалом лишен советского гражданства. Вернулся в начале перестройки. В 1993 г. после серии конфликтов Театр на Таганке раскололся: ушедшая часть труппы под руководством Николая Губенко стала именоваться «Содружеством актеров Таганки». В декабре 2010 г. Юрий Любимов уже заявлял о своем уходе из театра, но после встречи с Владимиром Путиным остался.