Москвичка Наталья Борисова перед шлемом из коллекции Олега Аникеева / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Выставка японских гравюр открылась в Музее Востока

Развлечения

В пятницу, 13 декабря, в Музее Востока открыли выставку «47 ронинов. Легенда как искусство. Японская гравюра из собрания Кирилла Данелия».

Здесь собрано более 70 гравюр XVIII – XIX века, посвященных легенде о 47 верных своему господину самураях. К ней обращались прославленные мастера жанра театральной и героической гравюры, известные в Японии художники Утагава Кунисада (Тоёкуни III), живший в 1786–1865 годах, Утагава Куниёси (1798–1861), Тоёхара Тиканобу (1838–1912).

Три века назад 47 самураев отомстили за унижение и смерть своего господина, отрубив голову его обидчику, высокопоставленному вельможе. Эта реальная история легла в основу многочисленных устных рассказов, пьес, иллюстрированных книг и гравюры. Такие книги можно было взять напрокат, как в библиотеке, у уличных торговцев. Деятельность книгонош не привлекала внимания цензоров, и через передвижные лавки широко распространялись книги с сюжетами, запрещёнными цензурой. К числу таких историй относится и история о мести преданных вассалов, которые исполнили закон чести, но нарушили уголовный кодекс.

На основе этих пересказов была создана пьеса «Сокровищница самурайской верности». А граверы изображали и самих героев, и актёров, исполнявших их роли на сцене театра Кабуки.

В работах японских художников представлены и драматические события ссоры придворного церемониймейстера Киры Ёсинаки и молодого князя Асано Наганори, и история мести ронинов – самураев, потерявших господина и ставших «странниками в бурных волнах».

Кроме гравюры, на выставке представлено японское оружие из коллекции Музея Востока и самурайский шлем из частного московского собрания.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Анна Егорова, куратор выставки, кандидат искусствоведения:

— Такие гравюры можно назвать предтечей современной манги или комиксов. Они часто создавались сериями, были посвящены одному сюжету и сопровождались текстами, в которых пояснялось, кто её герои (или исполнители их ролей на подмостках театра Кабуки), и что происходит. История о 47 верных ронинах оказалась очень важной и востребованной японским обществом, она стала национальной легендой. И это стало залогом популярности гравюры на героические и театральные сюжеты в XVIII – XIX веках.

Читайте также: Чай из мухоморов приготовят для посетителей «Аптекарского огорода»

amp-next-page separator