Корреспондент «ВМ» Дарья Пиотровская балансирует на спине циркового скакуна Пети. Трюк базовый, но для неподготовленного человека он достаточно сложен / Фото: Элина Масимова, «Вечерняя Москва»

Секрет цирка с конями: главное, не бояться полететь

Город

Выставка «Цирк зажигает огни» стартовала 24 декабря в Музее современной истории России в честь столетнего юбилея отечественного цирка. Корреспондент «Вечерней Москвы» отправилась в Большой Московский цирк и испытала свои силы в одном из сложнейших видов конной акробатики.

Цирк! Кони, как на подбор, статные, с блестящими гривами, мчатся по кругу — кажется, вот-вот у них вырастут крылья! По щелчку хлыста знаменитого дрессировщика и постановщика конных номеров Якова Экка трое жокеев одновременно запрыгивают на спину скакуна-тяжеловоза и делают кульбит назад. Так умеют только в Большом Московском цирке!

Наездникам на отработку трюков отведено чуть больше часа, поэтому не жду инструкций. Смотрю, как они запрыгивают на лошадь, встают на колени у нее на спине, выпрямляются в полный рост…

— Ап! Але! — командует Яков Экк, щелкая хлыстом по манежу. Слышала, что он может сбить арапником пламя свечи, задев только фитиль. Не сомневаюсь! Репетиция идет в бешеном темпе, но он полностью управляет ситуацией. От синхронности артистов и лошадей зависит не только красота трюка, но и их безопасность.

Но вот и мой черед! Не успеваю опомниться, как оказываюсь на манеже, застегиваю на талии карабин лонжи — страховочной веревки. Забраться на коня помогают — на нем нет ни стремян, ни седла. Лишь накидка-чепрак с двумя ручками. В памяти вспыхивает экскурсия на конный завод с детским лагерем, мне 12. Изо всех сил пытаюсь удержать лошадь, но падаю оземь и не могу шевелиться. А в настоящем конь набирает скорость, непроизвольно пришпориваю его — и вот уже мчим галопом. Страх побежден! Изо всех сил сжимаю ногами его бока, чтобы не свалиться…

— Пора! Встаем на коленки, — кричит руководитель номера.

Кажется, снова конь перешел на рысь. Поочередно завожу ноги на широкую конскую спину, крепко вцепившись в ручки на чепраке. Пока все получается! Но что будет дальше? Так проезжаю два круга. Стоп! Силы на исходе, слезаю со скакуна. Прошу совета у известного жокея Льва Прокурова: как все-таки встать на этого коня?

— Сразу же? — смеется Лев. — Тут дело в балансе. Нужно чувствовать животное, инерцию его движения. Ноги должны быть мягче. В первый раз ездить по манежу тяжело даже тем, кто из конного спорта — ноги «забиваются» за два круга.

Вторая попытка! Ноги устали. На руках, кажется, лопнет кожа — так я вцепилась в ручки.

— За что держаться, когда я уже встану? — Да не держитесь! — советуют артисты. — Не бойтесь полететь!

В какой-то миг, не веря, что я это делаю, просто встаю на спину скакуна и раскидываю руки в стороны. Через полкруга удается выпрямиться в полный рост! Круг! Держать равновесие все труднее! Спрыгиваю и перекатываюсь по манежу. Все! Сердце скачет галопом. Экк объясняет, в чем была ошибка: нужно плечо и корпус разворачивать внутрь круга, учитывать центробежную силу.

Артисты Якова Экка — неоднократные золотые призеры престижных международных и российских фестивалей циркового искусства. Они владеют навыками и жокейской работы, и джигитовки.

Это два разных жанра: джигитовка — динамичнее, артисты выполняют трюки на скорости. Самый известный из них — пролезание под животом лошади на полном скаку.

Артист Алексей Яценко выполняет его с завязанными глазами! В жокейской же работе — свои опасности. Там больше акробатики, прыжков с высоты. К тому же поведение животных непредсказуемо. Кони под всадниками тяжелее, идут медленнее, чтобы была возможность выполнить элемент.

Чтобы выступления проходили на ура, у цирковых артистов есть свои традиции. Алексей признается, что носки всегда надевает начиная с левого.

— Звучит смешно, но вот почему у многих из нас подобные привычки. Выступил хорошо, значит, сработало — пытаешься повторить свои действия, — объясняет он. — А если серьезно, больше всего поднимает боевой настрой, когда за две минуты до выезда шеф говорит нам: «С богом, ребятки». И смешные случаи бывают, конечно.

— Вот Барон недавно взял и вышел из манежа, пошел сам на конюшню. А другой конь вообще уводил всех за собой. У них свои «тараканы», как у нас, — вспоминает Яков Экк. — Петя вон у тигров ведро мяса утащил, когда мимо провозили.

К лошадям жокеи относятся как к товарищам. И умеют о них заботиться, несмотря на то что этим занимаются рабочие конюшни. Этот труд для них — этап ученичества.

Вот мы и на конюшне. Здесь лошади отдыхают. Чтобы высохнуть и согреться после мойки, используют солярий. Как считает Яков Корнеевич, к каждой лошади нужен свой подход.

— Они как люди: бывают добрые, злые. Хитрые и очень хитрые — как ваш конь! За морковку все сделает, нет морковки — нет и разговора.

Экк подводит меня к вольеру пообщаться со скакуном.

— Молодец, Петюня, хорошо сегодня отработал, — хвалит его дрессировщик. — Держи морковку.

— Должен ли дрессировщик быть добрым?

— Конечно! Злой не сможет работать с животными: тут все время надо поощрять — кормить, гладить. А главный принцип в работе — не гнать. Потихоньку, шаг за шагом делать свое дело.

СЛОВАРЬ

— Аллюр — способ хода, бега лошади: шаг, галоп, иноходь, карьер, рысь.

— Жокей — артист, исполняющий трюки на неоседланной лошади.

— Арапник — длинный хлыст, применяемый в том числе в джигитовке.

— Чепрак — войлочная или брезентовая накидка, надеваемая на спину лошади при исполнении конно-акробатических номеров.

— Конный вольтиж — выполнение различных упражнений на лошади, бегущей по манежу в быстром темпе: седы, перемахи, висы.

— Лонжа — приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок.

Читайте также: Клоунов наградили медалями за выступление в Сирии

amp-next-page separator