Орнитолог Ника Самоцкая наблюдает за птицами в Главном ботаническом саду имени Н. В. Цицина / Фото: Пресс-служба движения Birdwatching Moscow

Движение наблюдателей за птицами набирает популярность

Город

12 января бердвотчеры Москвы собрались на очередную орнитологическую прогулку в Главном ботаническом саду. К «птицеглядам» присоединилась корреспондент «Вечерней Москвы».

Все больше жителей мегаполиса увлекается наблюдением за пернатыми. А поскольку это явление пришло к нам с Запада, вместе с ним появилось в ходу и слово «бердвотчинг», от английского birdwatching. Bird здесь означает «птица», а watch — «смотреть».

Экскурсии организует движение Birdwatching Moscow, состоящее из выпускников биологического факультета МГУ и их учеников. Одними из первых знакомить неподготовленную публику с птицами стали в Ботаническом саду вуза еще в 90-е годы.

Как отметила основатель движения Ника Самоцкая, в городе немало любителей птиц. И действительно, к Главному ботаническому саду пришли два десятка молодых людей, некоторые с детьми. Разделившись на новичков и опытных бердвотчеров, мы углубились в сад.

— Не размахивать руками, не делать резких движений, — предупредила Ника Самоцкая.

По пути ведущая рассказала, что в парках столицы можно встретить редкие виды пернатых — например, мухоловку-белошейку, большая удача — увидеть сыча (мелкую сову).

Самоцкая провела небольшую лекцию о птицах. Например, мы узнали, что у птиц не мерзнут лапки из-за того, что вены и горячая кровь артерий не разделены мышцами, как у людей.

А еще генетическая программа летунов — дальних мигрантов может «ломаться», и они остаются зимовать в городе. Одна из причин в том, что в холода люди о них заботятся и подкармливают.

Участники экскурсии подготовились — захватили с собой телеобъективы и бинокли.

— В будущем планируем выдавать аппаратуру, но пока у нас оборудования немного, — говорит орнитолог.

Во время прогулки новичкам рассказывают, как научиться различать птиц, на что обращать внимание: размер, окраску и отличительные признаки — шапочку, маску, усы, галстуки, наличие хохолка.

— Движение бердвотчеров характерно для города, но многие наблюдатели выезжают на природу. К нам приходят разные люди — геодезисты, сценаристы, режиссеры, художники, врачи. Был даже летчик-священник, — рассказала Самоцкая.

Впоследствии часть бердвотчеров, набравшись опыта, начинают помогать ученым — фиксируют для них информацию о перемещениях и плотности птиц в городе. Например, ведут учет водоплавающих в рамках проекта «Серая шейка», а по программе «Соловьиные вечера» — соловьев.

Наша прогулка по Главному ботаническому саду оказалась весьма продуктивной. Мы увидели редкую синичку — московку, познакомились с дроздами-рябинниками, встретили пищуху и поползня, покормили лазоревку и снегирей, сфотографировали краснокнижного среднего пестрого дятла. А в конце экскурсии нас ждала главная удача — большая и красивая неясыть, невозмутимо наблюдавшая за людьми с ветки ели.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Эбель, орнитолог, член союза охраны птиц России:

— Термин «бердвотчинг» появился в 1901 году, по названию книги орнитолога Эдмунда Селуса «Наблюдение птиц» (Bird Watching). В Америке и Европе движение известно давно. Например, в Центральном парке Нью-Йорка можно встретить большие группы гуляющих, вооруженных фотоаппаратами с телеобъективами. Притаившись возле куста, эти люди снимают редкие виды пернатых. В России бердвотчинг массово стал популярен несколько лет назад. В Москве около 250 видов птиц. Поэтому за лето встретить в городской черте более 100 из них вполне реально.

Читайте также: Какие проблемы поможет решить общение с животными

amp-next-page separator