Какие проблемы поможет решить общение с животными
Исследователи медицинского факультета Университета Джона Хопкинса опубликовали наблюдения о том, что дети, которые растут в доме, где есть собака, становятся людьми со здоровой, устойчивой психикой. Они на 24 процента реже страдают шизофренией и биполярным расстройством. Корреспондент «Вечерней Москвы» опросил экспертов и выяснил, какое влияние на людей оказывает общение с домашними животными.
— Питомец, которого завела семья, — это молчаливый повод для ласки. Конечно, надо понимать — в городской квартире не стоит держать больших животных, это создаст трудности всем домочадцам без исключения. Например, волкодаву нужны просторы или хотя бы большая площадка во дворе частного дома, — объяснила семейный психолог Анна Хныкина.
Уход за меньшими братьями воспитывает в ребенке умение заботиться о других, принимать решения. Контакт с животными дисциплинирует детей и учит их дружить, любить.
— Ребенок начинает осознавать, что рядом есть слабое существо, жизнь которого зависит от него в том числе. Зверек молчит, но его нельзя обижать, надо суметь понять маленькое существо и сделать так, чтобы оно было счастливо, — уверена специалист.
Хныкина заметила, что иногда люди заводят больших, сильных, агрессивных животных, например, собак бойцовых пород.
— Нередко хозяева таких зверей пытаются подчеркнуть с помощью питомца свою «силу». Они выгуливают его на поводке, но без намордника, несмотря на то, что подобные действия запрещены законом. Иногда людям нравится наблюдать испуг окружающих. Разумеется, это ненормально. Хозяин, бравирующий агрессивным псом, в действительности сам испытывает страх, потребность в защите, его личностные проблемы приобретают уродливую форму. В этом случае по вине неадекватного человека может пострадать животное, — напомнила спикер.
Животные в доме должны дарить радость. В противном случае хозяевам нужна помощь не собаки, а специалиста — психолога или психиатра.
Директор сети зоопарков «Страна Енотия» Руслан Мыльцев объяснил, что дети-инвалиды, например с ДЦП, посещают зверей бесплатно, время для общения с животными им не ограничивают.
— Есть одна семья с мальчиком, который имеет проблемы в развитии. Они приезжают в зоопарк трижды в неделю уже на протяжении двух лет. По словам родителей, положительные изменения налицо, — привел пример спикер.
Периодически сотрудники зоопарка организуют экскурсии для больных детей и воспитанников детских домов сами: привозят тех, кому порция радости и тепла просто необходима, и дают пообщаться со зверятами.
Директор досугово-образовательного центра в Сокольниках Александр Титов подтвердил доводы своего коллеги.
— Контакт с животными важен. Я приведу пример. К нам привели незрячего мальчика. Он два часа сидел с попугайчиками — кормил птиц, гладил их, они щекотали его крыльями. Ребенок был просто счастлив. К нам приводят из соседних больниц людей, имеющих психологические отклонения. Даже рядом с обычной собакой они чувствуют себя лучше, перестают тревожиться, гладят животных, радуются их реакции. Одна бабушка-гипертоник регулярно навещает нашу морскую свинку, угощает ее морковкой и успокаивается, ее давление приходит в норму, — поделился эксперт.
Титов рассказал, что даже без тактильного контакта, созерцая лис, норок и хорьков, юные и взрослые посетители получают положительные эмоции.
Юрий Криволапчук, ветеринарный врач-психоневролог, член Совета АВВМ, эксперт-кинолог, автор теле- и радиопередач по поведению и психике домашних животных считает, что зоотерапия — лишь первый шаг для достижения отличного результата в лечении расстройств психологического и психиатрического характера.
Врач подчеркнул, что большинство специалистов, которые работают в этой области, ограничивают взаимодействие человека и животного визуальным и тактильным контактом, а нужно партнерство. Собака, например, может отлично психологически контактировать с человеком, а человек — бессознательно тождественно перенести проблемы на собаку и найти пути их решения.
— Используя животных, можно и нужно работать с людьми. Мы проводили эксперимент пару лет назад. В одном из коррекционных детских садов малыши делали совместные упражнения с собаками — ходили по заданной траектории между фишками, полагая, что они «водят питомца». В действительности псы были специально обучены, но дети прилагали усилия, старались, «координировали действия», и это давало явный эффект. Малыши становились собранными и активными, — рассказал случай из практики врач. — Контакт с животными развивает человека и позволяет управлять работой нервной системы на уровне возбуждения и торможения. Со временем все это помогает развивать интеллектуальные функции.
Читайте также: Ветеринары рассказали, как воспитать кусающихся и царапающихся кошек