Гарри Бардин: Отсутствие игрушек в детстве восполняю всю жизнь
НА ЕГО мультфильмах выросло не одно поколение детей. Кто из нас не помнит «Летучий корабль» с замечательным Водяным, которому «летать охота»? А Красную Шапочку, которая, следуя горбачевской концепции «общеевропейского дома», несет пирожки бабушке не куда-нибудь, а в Париж? Или трогательную няню Чучу, которую мальчик смастерил для себя сам?Вчера их создателю Гарри Бардину исполнилось 70 лет.[b]– Говорят, все мы родом из детства, а к мультипликаторам это, наверное, относится в первую очередь. Гарри Яковлевич, что вы помните из своего детства?[/b]– Оно сопровождалось голодом и отсутствием игрушек. Вместо них были гильзы и патроны. Наверное, этим и можно объяснить то, что я всю жизнь играю в какие-то игры. С отцом я познакомился, только когда мне было 3,5 года. До этого он был на фронте, в морской пехоте, сошедшей с кораблей. Его отозвали после Сталинграда.– Безусловно. Особенно когда он шел на парадах: высокий, красивый, весь в белом… Обычно он был знаменосцем или сопровождающим знамя…– Хирургом, дирижером, актером, скульптором… В какой-то степени все это исполнилось. Ведь дирижер – это нечто близкое к режиссуре. Что касается скульптуры, то… когда мне нужно лепить на студии, я делаю это.– Ее привила мне мама. Она хорошо пела, и все арии из опер и оперетт я знаю из ее уст. Вообще мама создавала необычайный домашний уют, и в этом смысле мое детство было благополучным, я не могу пожаловаться. В доме была и любовь, и нежность.[b]– И как вы после такого благополучного детства создали «Чучу», в которой мальчик предпочитает звать на помощь няню, а не маму? Или няня у вас тоже была?[/b]– Няня была у моего сына Паши, потому что мы с женой работали. Она его очень сильно кутала, надевая по четыре пары штанов. И рассказывала ему разные страшилки, вроде того, что его утащит волк. Это чтобы он от нее никуда не убегал.Сегодня ведь родители заняты карьерными соображениями, а ребенок… Иногда в семьях его заводят только потому, что «так принято», «у всех есть, и нам пора обзавестись».– Не знаю, это у него надо спросить. Хотя как-то мой племянник сказал Паше: «Счастливый ты. С таким папой не заскучаешь. Когда вырастешь, наверно, умрешь со смеху». Нам с Пашей всегда было интересно вместе – и в его детстве, и теперь, когда и он режиссер, и я режиссер.[b]– Так совпало, что у вас родился сын и в тот же год вы начали работать в «Союзмультфильме»…[/b]– Я вам скажу больше: все это произошло в один день. 10 октября 1975 года художественный совет принимал мою картину. Иван Петрович Иванов-Вано, наш патриарх, сказал добрые слова по поводу моего фильма и поздравил студию с приобретением хорошего режиссера. На часах было ровно без десяти двенадцать. И в это же время родился мой сын. Так я стал режиссером, а он – человеком.Прошли годы, и в 1999 году уже Павел сделался режиссером, окончив курс во ВГИКе у Александра Митты. Тогда же он получил приз Святой Анны за лучший дебют.Теперь мои мультфильмы смотрит внук, ему 4,5 года. Иногда он требует, чтобы я ему пел перед сном песню из мультфильма «Летучий корабль» (я там озвучивал царя). Я пою, он мне в ответ: «Похоже». Я говорю: «Да ведь и в мультфильме это я пою!» Но он мне не верит.– Да. Я потом спросил: «Что ты понял?». Он сказал: «Утенка обижали взрослые, особенно папа и мама».– Мою мысль очень хорошо выразил один французский ребенок. Он сказал: «Я знаю, почему вы сделали так, что утенок пролетел над двором и его обидчики лишились перьев. Это чтобы все понимали, что под перьями эти птицы, как и утенок, пластилиновые». Все мы одинаковые, и перед Богом все равны. Именно это я и имел в виду. Ну а если этого кто-то не понял – что делать.– Но многие восприняли окончание фильма так, как будто утенок мстит обидчикам…– «Мне отмщение, и Аз воздам»? В какой-то степени да, почему нет? Утенок попрощался с птичьим двором, пролетев над ним на бреющем полете (буквально «бреющем»!). Этого хватило, чтобы опали все перья этой стаи, которыми они так гордились. Я долго думал, делать ли такой финал. Потом решил, что это надо, потому что никакое деяние не остается безответным. Можете считать, что это моя, авторская месть. А не утенка.[b]– В июне этого года вы были в числе тех, кого пригласили на встречу с премьер-министром Владимиром Путиным для разговора о путях развития отечественной мультипликации. Как вы думаете, будут изменения к лучшему после этой беседы?[/b]– Посмотрим. Одно дело списать на отрасль 500 млн рублей, другое дело – знать, как они будут освоены. Для меня это важно.Мы настаивали на том, что сейчас очень нужна хорошая учебная база. Надо не потерять традиции и передать классическую школу, ту, которой мы были сильны. Потому что связь поколений утеряна.– Нет. Хотя одно время я преподавал на Высших режиссерских курсах в паре с Федором Хитруком. На этом курсе учились такие замечательные ребята, как Саша Петров, Ваня Максимов, Миша Алдашин, Миша Тумеля… Замечательная когорта режиссеров с мировыми именами. Недавно мне снова предложили набрать курс во ВГИКе, но я отказался. Заниматься и студией, и студентами довольно напряженно. А я еще хочу сам снимать.– Радостно от того, что написал новый сценарий. А то после выпущенного фильма всегда погружаешься в депрессию. Кажется, что ничего больше не придумаешь.Для меня очень важна перспектива, потому что работа – это моя жизнь. А самым лучшим подарком к юбилею будет финансирование моего нового фильма. Мне это уже пообещал министр культуры.У меня нет званий, так получилось. Я только лауреат Государственной премии, которую мне вручал Борис Николаевич Ельцин. Но тут уж, как говорят в Одессе: «Вам что важно – шашечки или ехать?» Вот для меня самое главное – ехать.[i]Гарри Яковлевич Бардин (11 сентября 1941 г., Оренбург) – российский аниматор.Особенно известен работами в жанре пластилиновой анимации. Окончил Школу-студию МХАТ, работал драматическим актером в Театре им. Гоголя, снимался в кино.[/i][i]Свой последний мультфильм – полнометражную картину-мюзикл «Гадкий утенок» Гарри Бардин снимал 6 лет. В нем задействовано около 500 кукол.Но сам Гадкий утенок сделан из пластилина. Каждый обитатель «Птичьего двора» щеголяет в настоящих перьях.С ними Бардину помог предприниматель Андрей Разбродин, поставляющий перья для компании «Рибок». Музыку к мультфильму записал оркестр Владимира Спивакова. Сам маэстро озвучил Петуха.Свои голоса персонажам «Гадкого утенка» также «подарили» Константин Райкин, Армен Джигарханян, Юлия Рутберг, Владимир Качан.Всего в картине 107 тысяч кадров. Ее бюджет – полтора миллиона долларов. Для сравнения: бюджет «Шрэка» – 165 миллионов.[/i]