В перерывах между новеллами на экранах показывают видео с репетиций, где главный режиссер постановки Никита Михалков учит артистов тонкостям мастерства / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Бунинская любовь и чеховский юмор

Развлечения

В Центре театра и кино под руководством Никиты Михалкова перезапустили спектакль «Метаморфозы-V: Мадрид». Финальную новеллу «Ведьма» убрали из названия, чтобы избежать мистики и случайностей, которые были связаны с постановкой.

Кинотеатральная открытая репетиция — таким жанром можно обозначить этот спектакль. Альманах рассказов Антона Чехова и Ивана Бунина проходит меж двух экранов, куда проецируют декорации. Стены и окна домов, метель и звездопад, прибытие поезда, медицинские кабинеты и бальные залы...

В мгновение ока сменяются пространство и время, где существуют персонажи русской прозы. В перерывах между новеллами на экранах показывают видео с репетиций, где главный режиссер постановки Никита Михалков учит артистов тонкостям мастерства. В первом акте остро-лирические «Три рубля» Бунина перетекают в наивно-иронических «Дачников» Чехова, проваливаясь в бесконечность бунинского «Чистого понедельника», чтобы разрядиться чеховскими «Нервами». Во втором действии свой калейдоскоп: сардонически смешной «Знакомый мужчина» Антона Павловича смягчается его же философским «Ушла», заменяясь надрывным ритмом «Мадрида» Ивана Алексеевича. А завершает все разудалая пляска «Ведьмы» — вновь Чехов. Эмоциональные качели спектакля похожи на жизнь. Здесь каждый может подключиться на что-то свое.

Корреспондента «ВМ» весьма впечатлила заглавная новелла «Мадрид». Оголенная любовь, пронзительная своим одиночеством, вышла на авансцену сразу, не спрашивая разрешения. А дальше искорки света — звезды или снежинки — стекаются к паре, замершей на первом плане. Оба — неуместные рядом, немыслимые вместе, но дышащие в унисон. Кажется, они — как запутанные частицы в квантовой механике: сохраняют взаимозависимость, если разнести их за пределы любых известных взаимодействий, хоть на разные концы Вселенной. А потом бой чечетки, что эхом проходится по залу, выбрасывая зрителей туда, откуда не вернуться сразу.

Любители посмеяться тоже не останутся равнодушными. Здесь и шутки с неожиданными поворотами, и забавные разоблачения, и острые пикировки. Со сцены звучат и текст молитв, и крепкое словцо.

Спектакль «Метаморфозы-V: Мадрид» — пятая постановка по прозе Бунина и Чехова. Ее ближайшие показы — 9 и 28 марта. Также в работе шестой театральный альманах.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Никита Михалков, главный режиссер спектакля:

— Это не один спектакль, а восемь маленьких законченных произведений. Они объединены атмосферой, энергией, концентрацией — без этого не существует ничего. Самое трудное — передать дух русской прозы. Поэтому мы и обратились к Бунину и Чехову. На сцене минимум декораций, ведь мы не хотим за ними прятаться. Мы хотим иметь возможность влиять на зрителя энергетически, исходя из того, что умеем, что имеем внутри себя и нашей способности сублимировать это через величайшую прозу. Спектакль «Метаморфозы V: Мадрид» — это произведение, которое все время дышит.

Читайте также: И театрал может стать сыщиком

amp-next-page separator