Сейчас по территории бывшего аэродрома проводят пешие прогулки сотрудники библиотеки № 228. В их числе — Елизавета Баева (слева) / Фото: Андрей Никитин, «Вечерняя Москва»

Пешие прогулки по аэродрому Захарково стартовали в Северном Тушине

Город

В Северном Тушине стартовали пешие прогулки по территории бывшего стратегического полярного аэродрома Захарково, которые проводят сотрудники библиотеки № 228. Корреспондент «Вечерней Москвы» прогулялась вместе с ними по местам, откуда самолеты отправлялись в Арктику.

Бодрящий весенний воздух настраивает на долгое любопытное путешествие, к которому присоединились еще человек 50.

Библиотекари Елизавета Баева и Светлана Волкова раздают аудиогиды, и мы отправляемся в путь. Первая остановка — сквер у станции метро «Планерная», в интерьерах которой нашла отражение авиационная тема. Именно здесь располагался Тушинский аэродром и базировался аэроклуб имени Чкалова.

Елизавета Баева напомнила, что этот легендарный летчик-испытатель прославился первым в истории беспосадочным перелетом Москва — Петропавловск-Камчатский, который совершил в 1936 году с Георгием Байдуковым и Александром Беляковым. Через год экипаж преодолел 9130 километров между Москвой и США через Северный полюс. За 63 часа 25 минут!

Идем дальше — на улицу Летчицы Клавдии Фомичевой, которая, как и Чкалов, была Героем Советского Союза. Кстати, навыки она оттачивала в аэроклубе, который носил его имя. В Великую Отечественную 26-летняя летчица участвовала в боях с 1943 года, а в 1944-м стала командиром бомбардировочного авиаполка. Сбила 11 вражеских самолетов.

На доме № 1/13 в честь Фомичевой установлен барельеф. А дом № 2 украшает мемориальная доска. В сквере неподалеку большим камнем обозначено место, где появится памятник Клавдии Фомичевой. Чуть поодаль, в лицее № 1571, создан посвященный ей музей. Поблизости — одноэтажный дом № 67 по улице Свободы. Как поясняет Елизавета Баева, здесь находился Центр аэронавигационной информации.

— А улица Свободы называется так с 1918 года — в честь Октябрьской социалистической революции, — продолжает библиотекарь.

Подходим к территории бывшего аэродрома и уже несуществующей деревни Захарково. Ныне там станция метро «Сходненская».

— Аэродром Гражданского воздушного флота построили рядом с деревнями Алешкино и Захарково в 1931 году. Он был менее известен, чем Тушинский, и буквально в трех километрах от него, но поистине уникален, — рассказывает Елизавета. — Отсюда вылетали на Север научные экспедиции, которые составляли карты Арктики, строили в Заполярье порты, заводы. В 1940– 1950-е годы здесь была база гид росамолетов-«полярников», гордости Советского Союза.

В 1937 году поблизости открыли учебный центр для гражданских летчиков. В разное время здесь размещались Гвардейский авиационный штурмовой корпус, Московская авиагруппа особого назначения. В 1960 году село Тушино, включавшее в себя Захарково, вошло в границы столицы. Полеты прекратились, территорию стали застраивать, к 1970-м она стала почти неузнаваема. О том, что здесь было, напоминают 1-я, 2-я и 3-я Захарковские улицы, Захарковский сад и пристань «Захарково». Позже появились бульвары Химкинский и Яна Райниса, улицы Аэродромная, Свободы, Туристская, Героев Панфиловцев…

— Мы живем тут, но многого не знаем, — делится участница прогулки Людмила Иванова. — А ведь у этих мест героическое прошлое...

Проходим по Химкинскому бульвару, где до 2010 года стоял двухэтажный ангар, оставшийся от аэродрома.

Дорога от радиомаяка к воздушной гавани — теперь улица Аэродромная. Главная достопримечательность здесь — дубовая роща «Маяк». Свое название она получила благодаря располагавшемуся здесь Радиомаяку аэродрома. В 1960-х он был разобран.

Следуем по проезду Досфлота к берегу Химкинского водохранилища, устланному бетонными плитами. Раньше тут на воду спускали самолеты-амфибии...

...Полтора часа пролетают незаметно. Возвращаемся к библиотеке.

— Приметы времени остаются в деталях, — говорит мне Елизавета. — Жители района помогают увидеть их. Никто лучше них не помнит, как все было, — добавляет она. — Загадка — почему аэродром построили тут. Ведь пришлось вырубать лес, вкладывать много денег. Кстати, после вой ны здесь хотели создать воздушную гавань для гражданской авиации, но в итоге она появилась в Шереметьеве. Столичные окраины... Впервые понимаю, что представляет авиационное кольцо вокруг города. Сейчас это кажется чудом: все Северное Тушино — бывшее летное поле. Смотрю ввысь, вслушиваюсь — не шумят ли моторы в воздухе. Вглядываюсь, чтобы увидеть очертания крылатых машин… Но лишь тонкий след самолета рассекает небо.

ИСТОРИЯ

В Тушине создавалась история не только авиации, но отечественного ракетостроения. Здесь, на Тушинском машиностроительном заводе, собрали знаменитый космический корабль «Буран». Он стал вершиной развития советской космонавтики. Полет и спуск системы «Энергия-Буран» вошли в Книгу рекордов Гиннесса.

Над его созданием с 1976 года трудились более 1200 предприятий с общим штатом 2 миллиона человек. Практически каждый завод и институт СССР, имевший хоть какое-то отношение к высоким технологиям, был задействован в создании «Бурана». Свой единственный полет орбитальный корабль-ракетоплан совершил 15 ноября 1988 года. Он был запущен с космодрома «Байконур» при помощи ракеты-носителя «Энергия». «Буран» совершил полет без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера, в отличие от американского «Шаттла», который садится с помощью ручного управления.

«Бурану» потребовалось около двух часов, чтобы дважды обогнуть Землю. Но перед посадкой ракетоплан внезапно своевольно повернул. Оказалось, машина так решила сбросить скорость. В итоге он благополучно сел на аэродроме Юбилейный на Байконуре. Сегодня макет «Буран БТС-001» размещен на ВДНХ.

Читайте также: Старинный коллектор предлагают сделать подземным музеем в столице

amp-next-page separator