Михаил Щипанов

Кто последний в мэры

Общество
В самое ближайшее время Москва в политическом плане может столкнуться с новым феноменом, напрямую связанным с принятым решением о возвращении нашего мегаполиса к прямым выборам мэра.

Выборам, в которых наряду с партийными выдвиженцами смогут принимать участие и самовыдвиженцы, претендующие на то, чтобы говорить от лица независимых горожан. Но одно дело — разрабатывать собственные программы, работать, что называется, на земле, завоевывая сердца и покоряя мозги своих потенциальных единомышленников. Другое — просто объявить себя кандидатом, пытаясь снять сливки со своего нового, ничем на деле не подтвержденного статуса. И к такой игре, в которую нас, москвичей, могут втянуть, надо готовиться заранее.

Впрочем, обо всем по порядку.

Решение о возвращении нашей столицы к прямым выборам мэра — вещь, без сомнения, позитивная. Ясно, что не одними митингами да шествиями должен жить мегаполис.

Что из чистых и интеллектуально стерильных протестов деловой каши не сваришь. И бороться постоянно против, не предлагая никакого программного креатива, означает механическое следование известному постулату: «до основания, а затем...» Но эту тактику реального разрушения ради абстрактного будущего мы уже проходили на протяжении десятилетий. И вряд ли кому-то хочется к ней вернуться вновь, пройдя сквозь горнило очередных революций.

Так вот, адекватное «затем» и может появиться в случае, если потенциальные мэрские выборы, открытая борьба идей и взглядов на будущее Москвы станут сверхзадачей всех заметных политических сил, целью, поглощающей нынешнюю ярость слепого протеста.

Правда, сразу возникает одно существенное «но». Выборы еще не скоро, аж в 2015 году. До этого времени много воды утечет в Москве-реке. Но уже сейчас появляются... кандидаты в мэры. Заговорили о «яблочнике» Митрохине, вроде бы сначала даже миллиардер Прохоров собирался заранее зарезервировать за собой этот новый титул. Но если предприниматель пока не решился, то, уверяю вас, в самое ближайшее время найдутся другие стратегические кандидаты.

Ведь многие формируемые сейчас политические партии открыто говорят о том, что в основном будут сейчас делать ставку на местные и региональные выборы, а Москва при таких раскладах, понятное дело, цель номер один.

А что? Совершенно беспроигрышная вещь. За три года многое поменяется. Но сейчас-то тебе обеспечен высокий рейтинг цитирования. Ты еще не один год сможешь везде где ни попадя представляться соискателем здания на Тверской, 13, привлекая к собственной персоне интервьюеров и телекамеры. Более того, такая ситуация пиаровской безответственности позволит играть роль самозваного эксперта, ищущего случая лишний раз уколоть столичные власти.

Действительно, кому, как не кандидату в мэры, пусть и явно неофициальному и самозваному, оценивать ситуацию в городе. И всего-то дел — заявить о своих предвыборных амбициях. Заявить громко и публично, через СМИ и Интернет, а заодно и созвать парочку пресс-конференций. И три года купаться в лучах внимания СМИ и оппозиционной общественности.

Не исключаю и более тонких комбинаций. В стиле ЛДПР 90-х, когда партия Жириновского вроде выдвигала своего кандидата и объявляла о намерении сменить власть в регионе. А за спиной избирателей эмиссары либерал-демократов вели с этой властью переговоры о том, что они получат в губернии, если своего кандидата отзовут.

Словом, три года ожидания выборов могут преподнести немало сюрпризов. Вот только, надеюсь, москвичи ждут состязания программ, реального обсуждения городских проблем, а не дешевого позерства ради собственного «я» в политике. А для этого нужно не пиариться три года, а предлагать продуманные меры совершенствования городской среды.

А начинать надо с земли. С муниципалитетов. С черновой неблагодарной работы.

amp-next-page separator