Царь–христианин

Общество

1 ноября очередная годовщина со дня вступления на престол последнего русского царя. Император Николай II Романов вступил в управление Российским государством 1 ноября 1894 года. Какой путь он прошел как христианин?

После отречения от престола он находился под домашним арестом. Летом 1917 года его отправили в Тобольск. Перед отъездом в Тобольск император Николай II исповедовался и Причастился Святых Христовых Тайн. Священник Афанасий Беляев, пораженный горячей верой государя, воспоминал, как царь земной, «выше которого из всех живущих на земле нет... как кроткий агнец» повергается в прах перед Небесным Отцом и лишь Ему открывает скрытые от посторонних глаз тревоги.

Этот эпизод ярко характеризует императора Николая II как человека. Даже в безысходном положении государь не отчаивается, но возлагает все свое упование на Бога, спасающего верных (Пс.72:28, 1Тим.4:10). Со смирением русский самодержец переносит оскорбления и тяготы арестантского положения. Такое под силу не каждому человеку.

Подчас нас может вывести из себя любое неосторожное слово, косой взгляд. Задержка зарплаты, пасмурный день, изменившиеся планы на выходные — все это является для многих людей хорошим поводом сорвать злость на окружающих, пожаловаться на несчастную судьбу, обсудить недостатки государственного устройства и т.д. Если же не оценили работу, которую мы так старались сделать хорошо, жизнь кажется несправедливой.

В таком контексте современному человеку, а тем более верующему, было бы интересно раскрыть образ последнего русского императора, узнать о его отношении к жизни, мотивации и отчасти попытаться примерить на себя его многотрудный Крест.

Государь отличался от своих предшественников особым «стилем поведения», необычайным самообладанием, которое характерно для человека с сильной волей. Он всегда был сдержан, никогда не демонстрировал своих эмоций, и только по некоторым признакам (например, поглаживанию усов) приближенные могли догадаться, что император недоволен. Государь старался контролировать каждое свое слово.

Во многом этому способствовало его воспитание как наследника престола — публичного человека, который обязан отвечать за любой совершенный поступок, неосторожное высказывание.

Отразились на личности государя горькие события его детства и юности: мучительная смерть дедушки — Александра II от рук террористов. Другим тяжелым воспоминанием для Николая II стало крушение царского поезда у станции Борки.

Личный пример родителей цесаревича, которому тогда исполнилось двадцать лет, был особо значим. Их поведение в трагической ситуации стало для будущего русского монарха показателем, что забота о людях — это не исключительный поступок, а норма жизни. Пока все пассажиры выбрались из разрушенного вагона, Александр III держал на плечах его крышу, а затем лично участвовал в спасательной операции. Мать Николая II Мария Федоровна, будучи сама раненой, оказывала пострадавшим первую медицинскую помощь.

Несмотря на то, что из пятнадцати вагонов целыми остались только пять, все члены царской семьи чудесным образом спаслись. Даже Ольга и Михаил, самые младшие дети императора, которые находились в другом вагоне с няней, остались в живых. От столкновения девочку выбросило на насыпь, а младшего сына Александр III вытащил из-под обломков поезда.

Такие страшные события уверили наследника престола: надежда на земные блага и временное величие тщетны. Но даже если возникнут народные волнения, начнут рушиться царства и горы от таких волнений двинутся в «сердце морей», для верных надежным прибежищем и избавлением от бед может стать Бог (см. Пс.45:2—3,7).

Неподдельную искреннюю веру государя позже отмечали военачальник Николай Михайлович Тихменев и министр иностранных дел Сергей Дмитриевич Сазонов. По их словам, отношение к вере русского правителя было далеко от сложившегося в высших кругах показного благочестия. Когда император молился, то становилось понятно — это обращение к Богу человека, разочаровавшегося в человеческой преданности и ждущего «указаний и помощи только свыше».

По воспоминаниям духовника императорской четы архиепископа Феофана (Быстрова), рабочий день венценосца начинался с церковной службы. Ежедневно в восемь утра он шел в дворцовый храм, где усердно молился на Литургии, а после окончания богослужения приступал к решению государственных вопросов.

Смирение государя проявлялось не только на словах, но и отражалась в поступках. Как говорил Сам Спаситель, по плодам человека можно узнать его истинную сущность (ср. Мф.7:20).

Царь не был привязан к мирским благам. С наступлением Первой мировой войны и до последнего дня жизни он носил простую солдатскую гимнастерку, а в период службы в армии питался как обычный солдат. Николай II уважал любой труд: порой сам чистил снег, пилил дрова, копал землю. Впоследствии, когда император находился под арестом в Царском селе, он снискал уважение конвоиров умением работать: тогда, как солдаты сменяли друг друга, царь неустанно трудился над заготовкой дров.

Русский император старался вникать в нужды своих подданных. Однажды, находясь в Крыму, он потребовал дать ему новую солдатскую форму. Николай II взял винтовку, паек, который полагался рядовому и прошел так более сорока километров. Только после личного испытания государь решил, что обмундирование будет удобным для простых солдат и одобрил введение новой экипировки.

Когда командир полка, чью форму император надел на себя, предложил Николаю Александровичу записаться в рядовые, тот не разгневался, а, напротив, попросил книжку, в которой фиксировался послужной список солдата. Там он записал свое имя и фамилию, а в разделе, где указывался срок службы, отметил: «До гробовой доски».

Фото: public domain

Интересным для исследователей становится и событие вручения императору Георгиевского креста IV степени. Поскольку Николай II неоднократно находился на передовой и поддерживал боевой дух войск, Георгиевская дума приняла решение о награждении государя за его бесстрашие. Однако, не было ясно, как царь Николай отнесется к постановлению, ведь таким крестом обычно награждались низшие армейские чины. Никто не хотел брать на себя ответственность объявить о таком решении монарху, и только по прошествии семи месяцев князь Анатолий Барятинский преподнес русскому самодержцу знак отличия.

Вновь монарх проявил необычайную кротость. С любовью и уважением венценосец ответил народу, удостоившему его такой наградой: «От всего сердца благодарю всех Георгиевских кавалеров и горячо любимые мною войска за заработанный мне их геройством и высокой доблестью крест». Этот знак отличия император берег и гордился им как одной из наиболее ценных наград. Всю положенную пенсию государь адресовал комитету, который заботился о раненых.

Другой примечательной особенностью Николая II как императора стало его воинское звание. Будучи самым могущественным человеком в Российской империи, царь до конца жизни сохранил за собой звание, дарованное ему отцом — полковник. На вопрос генерала Владимира Сухомлинова, когда император возведет себя в генералы, тот, изменившись в лице, сказал: «Русскому царю чины не нужны».

Хотя сам государь был равнодушен к личным благам, он всегда помнил о нуждающихся и помогал им из личных средств. Князь Николай Оболенский, исполнявший личные поручения государя, в связи с такой щедростью монарха даже хотел покинуть занимаемый пост. Впоследствии он говорил, что император Николай Александрович готов раздать «все, что имеет». Доходило до того, что русский царь не имел с собой денег. Как описывала баронесса София Буксгевден, во время богослужения в одной церкви к государю подошли с тарелкой для пожертвования, и тот сильно смутился, поскольку ему нечего было положить. Цесаревна Татьяна попросила у баронессы взаймы десять золотых, а уже на следующий день Софии Карловне пришла посылка с изящной эмалированной коробочкой, где находилась десятирублевая купюра и записка от императора: «От благодарного должника щедрой заимодавице».

Как свидетельствуют историки, по инициативе государя единственный сын генерала Алексеева так и не попал в горячую точку, куда его должны были направить после призыва. Самому генералу изначально об этом не было известно. Рвавшемуся в бой юноше государь аргументировал свое решение очень мудро. Он сказал, что хоть на войне важен каждый человек, но рядовых в русской армии много, а опытных генералов куда меньше. Поэтому, чтобы его отец думал о боевых задачах, а не о судьбе сына, ему придется пожить с матерью.

Несмотря на стремление все сделать ради блага народа, добросовестно исполнять свой долг, царь стал изгоем общества.

Последнему самодержцу предстояло во всей полноте ощутить предательство окружения. Опираясь на высказывание святителя Иоанна Шанхайского, можно утверждать, что за любовь императора Николая к русскому народу люди воздали ему клеветой, за высокий образец добродетельной жизни — заплатили насмешками и обвинениями в безнравственности, за верность долгу и его добросовестное исполнение — отблагодарили разговорами об измене. Причем слухи зачастую распространяли приближенные царя и даже некоторые его родственники.

Дошло до того, что император был вынужден просить Александру Федоровну в письмах рассказывать ему о событиях, происходящих в столице, поскольку людей, на которых он мог бы полагаться, практически не осталось.

Впоследствии даже ярые противники царского режима отмечали, что император остался единственным человеком, который пытался отстоять монархическое устройство России. Как отмечал Михаил Кольцов, член ЦК ВКП(б) в 1920-е гг., «спасал... царя, один царь. Не он погубил, его погубили».

По мере сил царь, от глаз которого не могли скрыться лицемерные взгляды и враждебный настрой элиты общества, старался отдалить срок назревающей катастрофы и кровопролития. Личные переживания приходилось в себе подавлять. Тогда он — самодержец Российской империи мог с твердостью сказать: «Я сораспялся Христу... А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:19).

Удивительно, что явные противники императора признавали в нем личность добродетельную, способную жертвовать собой ради людей. Александр Керенский говорил, что император является человеком трагической судьбы, «с беззаветной преданностью» любящим Россию. Но это не помешало ему предъявить императору после ареста унизительное требование жить с Александрой Федоровной в разных комнатах и видеться с супругой только за столом. Почему, несмотря на признание заслуг государя, его так люто ненавидели?

Господь Иисус Христос называет Себя светом, пришедшим в мир (Ин.12:46). Кто возлюбил тьму и зло — ненавидит свет, потому что свет обнажает греховные поступки человека. Тот же, кому нечего стыдиться, кто живет по евангельским заповедям — идет навстречу свету, поскольку его дела совершены в Боге (см. Ин.3:19—21). К таким людям возрастает озлобление живущих в пороке.

Негативная реакция общества является показателем того, что государь шел за Христом путем правильным, путем самоотречения. О высоте духовной жизни государя свидетельствовали ее плоды: любовь, долготерпение, милосердие, вера (Гал.5:22). Проявление этих добродетелей можно увидеть в христианских поступках Николая II, в частности, в рассмотренных в этой статье

После ареста царской семьи по распоряжению Временного правительства была назначена комиссия, которая должна была обосновать ошибочность действий императора, найти факты, порочащие царскую корону. Однако вина так и не была найдена. По словам главы следовательской комиссии В.М. Руднева, представившего по собранным данным доклад, Николай Александрович Романов был «чист, как кристалл».

Император до конца следовал за Подвигоположником Христом, предал Ему свою жизнь, несмотря ни на какие препятствия стремился следовать евангельским заповедям. Ведь, по словам апостола Петра, если по воле Господней суждено человеку пострадать, то лучше претерпеть испытания за благие поступки, чем получить заслуженное наказание за греховные (1 Пет.3:16—18).

Изучая жизнь русского венценосца, христианин может рассеять в себе сомнения и воодушевиться тем, что условия жизни, занимаемая должность или окружение не могут стать настоящим препятствием для того, кто всем сердцем возжелал возлюбить Спасителя и исполнить Его слова. Все упирается в свободную волю человека, в его твердое стремление даже до смерти быть верным Христу, а Господь, будучи Сам искушаем, помогает и верующим в Него преодолеть испытания (см. Евр.2:18).

amp-next-page separator