Трудности нас не пугают

Общество
78 процентов россиян считают, что страна сможет вернуться к прежней мирной жизни (той, что была до специальной военной операции) не раньше чем через год. И это в лучшем случае.

Таковы данные последнего масштабного исследования настроений российских граждан. Но, что показательно, 60 процентов людей, опрошенных специалистами центра РОМИР и компании «Яков и партнеры», даже не рассматривают переезд в другую страну (регион) в качестве способа улучшить свою жизнь.

В основном респондентов беспокоят уровень дохода (59 процентов), эмоциональное состояние (39 процентов) и физическое здоровье (38 процентов). Полученный срез общественных настроений — хорошая иллюстрация к общей картине тектонических сдвигов во всех сферах нашей жизни, произошедших с 24 февраля 2022 года. И важная директива для государственной политики. Да, ощущение благополучия у граждан ослабло, особенно упала уверенность в долгосрочной стабильности и в возможности делать накопления. Наибольший пессимизм проявляют люди 38–58 лет и те, кто оценивает уровень своего дохода как низкий. Молодежь, наоборот, демонстрирует завидную устойчивость и позитивный настрой: наблюдается двукратный (иногда больше) разрыв между поколениями 18–19 и 38–58 лет в оценках долгосрочной стабильности, отношений с близкими, физического и эмоционального состояния.

Фото: Сергей Ведяшкин / АГН Москва

Что касается семейного бюджета, то за последние полгода респонденты отметили снижение расходов на предметы роскоши, путешествия, рестораны и электронику. Однако выросли расходы на ЖКХ, на лекарства и медицинские услуги, на продукты, связь и интернет, а также на бытовую химию.

Потребитель очутился в нестабильной экономической среде, что привело, по словам психологов, к активации стратегий экономии. О том, что сейчас важно экономно подходить к покупкам, говорят все поколения — 41 процент. Но большинство не готовы жертвовать качеством продуктов питания — здоровье в системе ценностей остается на первом месте. Любопытный тренд: увеличились траты на молочную продукцию (39 процентов), свежие фрукты и овощи (36 процентов), бакалею (34 процента), птицу (34 процента), яйца (33 процента) и мясную продукцию (33 процента). Зато сократились расходы на деликатесы и готовую еду (7 процентов). 68 процентов респондентов попрежнему предпочитают совершать покупки в офлайн-магазинах, то есть, несмотря на все пертурбации, информационные технологии продолжают активно внедряться в жизнь. Какую же стратегию выбирают люди на ближайшие годы? Во-первых, сокращать расходы на крупные покупки, вовторых, на регулярной основе помогать близким, что отвечает общинным традициям русского народа. Ведь впадать в грех уныния — худший способ преодоления трудностей.

amp-next-page separator