Пушкин и дантист: почему образ поэта стал примитивным

Общество
Пушкин умер в феврале 1837 года, но точную дату мало кто назовет. Хотя в раннем СССР именно дату смерти поэта, как, кстати, и дату кончины Ленина, отмечали в календаре особенно.

В 1937 году был пышно проведен пушкинский юбилей — серия торжественных мероприятий в СССР и за рубежом, посвященных 100-летию со дня смерти поэта. В 1947 году выпущена серия почтовых марок, ставшая у филателистов раритетом. В 1957 году напротив Русского музея был открыт памятник Пушкину работы Михаила Аникушина, отмеченный Ленинской премией. Спросите, к чему это я? Да к тому, что про «наше все» не знать нельзя. А вот и не так совсем!

На днях в руки попалась газета, которая выпускается за бюджетные, то есть за наши, читатель, деньги. В годовщину смерти был проведен уличный опрос «Что вы знаете о Пушкине?». Сомнений нет, высоколобого литературоведа на улице днем с огнем искать надо, но биографию Пушкина рядовой гражданин знает неплохо. Однако собранные ответы говорят о дремучем невежестве граждан, которые, вывод напрашивается, так же далеки от корней русской культуры, как наскальная живопись от работ Аникушина.

Образ Пушкина, если собрать ответы, выглядит так: кучерявый турок, в гимназии был разгильдяем-троечником, курс не окончил, то ли холостяк, то ли многоженец, погиб на дуэли в Туле от руки дантиста. Смешно? Животики надорвешь. Конечно, Александр Сергеевич и сам был великим шутником. Литературный кружок «Арзамас» — прародитель российских сатирических изданий. Жуковский писал: «Мы объединились, чтобы хохотать во все горло, как сумасшедшие».

Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

Острословие Пушкина выдержало испытание временем, цитаты и сейчас отточены и чеканны. Но между шуткой и пошлостью есть великая разница. А в годовщину смерти хихиканье вовсе выглядит кощунством. Если редактор не может уловить прелый запах глумления, ему надобно задуматься, правильно ли выбрана профессиональная стезя. К тому же любой журналист знает, что уличные опросы часто сочиняются в самой редакции.

Лучше на сквозняк не выходить, так экономнее, а настроения толпы низменны и вульгарны. Может быть, я отстал от жизни, но мне до сих пор кажется, что одной из главных функций честных СМИ остается просвещение читателей, а вовсе не пошлая игра на низких чувствах. Ведь сказано: «И чувства добрые я лирой пробуждал».

А иначе можно дойти до вандализма и «депушкинизации», как в соседней стране, где поэту в числе прочего вменяется в вину то, что в стихотворении «Бородино» он призывал разорвать чужие мундиры о русские штыки. То есть против прогрессивной Европы читателя настраивал. Не Пушкин, говорите? Да какая разница!

amp-next-page separator