«Битлы» за 250 тысяч: сколько москвичи готовы платить за музыку на виниле
Сюжет:
Эксклюзивы ВМС советских времен грампластинки фирмы звукозаписи «Мелодия» были почти у каждого гражданина СССР. Бренду в апреле этого года исполнилось 60 лет. Корреспондент «Вечерней Москвы» отправился в музыкальный магазин, где до сих пор продают «винил».
Просторный зал магазина в Большом Афанасьевском переулке напоминает картинную галерею. Красочные обложки пластинок, расставленных по полкам, можно разглядывать часами. На стеллажах и классика русского рока, и сборники легендарных зарубежных вокалистов, и даже редкие издания. Стоимость последних удивляет — некоторые стоят от 25 тысяч рублей. Например, тут можно найти, альбом The Beatles «Let It Be» за 250 тысяч рублей. Или за 40 тысяч купить пластинку Rolling Stones «Let It Bleed». А обычные пластинки стоят от двух тысяч рублей.
— Самые продаваемые пластинки — это вечная классика: Pink Floyd, The Beatles, Nirvana, Depeche Mode, Frank Sinatra, — рассказывает «ВМ» управляющая магазином виниловых пластинок Елена Кулакова. — Но, кстати, и современные исполнители, прочувствовав интерес публики, все чаще выпускают свои альбомы на виниле.
Из отечественных артистов в последнее время особой популярностью, по словам Елены, пользуются группы «Король и Шут» и «Мираж».
— Я люблю включать на проигрывателе классику, — говорит посетитель магазина Роман Дроздов. — К тому же моя маленькая дочка быстро перестает плакать, если на фоне играет «Щелкунчик» Чайковского.
Некоторые москвичи классической музыке предпочитают классику рока.
— Я слушаю песни Владимира Высоцкого, не могу устоять перед легендами русского рока, — рассказывает покупательница Мария Мурыгина. — У меня есть издания групп «Кино», «Ария», «Люмен» и других рокеров.
Фирму «Мелодия» открыло в 1964 году Министерство культуры СССР. Позже к компании присоединили несколько студий записи, заводы по производству пластинок и оптовые торговые базы. Уже через год фирма вышла за пределы Москвы и открыла свои филиалы в Ленинграде, Риге, Вильнюсе, Ташкенте, Алма-Ате и Тбилиси.
— У людей старшего поколения бренд «Мелодия» вызывает ностальгию, — отмечает управляющая магазином пластинок. — И сегодня же винил вновь обрел популярность.
Сейчас пластинки слушают на проигрывателях, с виду напоминающих советские патефоны. Купить их можно в магазинах электроники, на маркетплейсах или сайте бесплатных объявлений. Цены от трех тысяч рублей.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Карина Абрамян, первый заместитель генерального директора фирмы «Мелодия»:
— Сегодня деятельность фирмы включает в себя не только переиздание фонограмм времен СССР. Лейбл записывает и издает альбомы известных современных исполнителей классической музыки в цифровом и физическом формате, среди них Юрий Фаворин, Алексей Гориболь, записи Московского ансамбля современной музыки и многие другие.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
- Выход на мировой уровень.
В 1965 году «Мелодия» заключила контракт с немецкой компанией.
Союз оказался удачным, советские записи пользовались в Германии большим спросом. В 1970 году пластинки «Мелодии» экспортировались уже более чем в 60 государств.
- Впереди планеты всей.
В 1986 году «Мелодия» выпустила 12 миллионов грампластинок, обойдя все крупнейшие звукозаписывающие фирмы США вместе взятые.
Иностранцы отмечали, что качество советской звукозаписи не уступало европейским студиям.
- Фирма располагалась в церкви.
В московском филиале звукозапись вели в здании бывшей англиканской церкви. В 1980-е годы фирма создала выездные студии с передвижной аппаратурой. Одной из таких была «Тонваген», которую создали в Лондоне, а позже представили на московской выставке «Связь-80». Именно здесь подпольно записывались некоторые российские группы. Среди них была группа «Алиса» с альбомами «Блок ада» и «Шестой лесничий».
- Перешли на классику.
Записи студии Северной столицы проходили в здании Академической капеллы. В 1988 году она переместилась в помещение лютеранской церкви на Большом проспекте Васильевского острова. В 1970–1980-х большую часть репертуара студии составляла классическая музыка. При этом ленинградская студия выделялась своим новаторством. Здесь звукорежиссер Виктор Динов впервые в СССР начал применять метод записи наложением, то есть отдельно компоновались голос и мелодия.
- Записывали по ночам.
В это время «Мелодия» осталась без студий. Церкви начали использоваться по назначению, а потому фирма лишилась зданий с хорошей акустикой. Поэтому руководству пришлось договариваться с организациями, чьи помещения соответствовали их предыдущим студиям. Одной из таких стала Московская консерватория. Это было крайне неудобно, так как время записи всегда зависело от концертов консерватории. То есть большая часть работы происходила по ночам.