Принимая Христа
В последний четверг перед Пасхой храмы заполнены людьми. Верующие стремятся приобщиться Святого Тела и Честной Крови Христовой «во оставление грехов и жизнь вечную». Стремление верующего человека в этот день быть в храме объясняется значимостью события, — Господь на Тайной Вечере положил начало новой эре, новой Пасхе, христианскому пониманию жизни.
Трапеза Спасителя с апостолами в тот четверг была праздничной. Она посвящалась освобождению израильского народа от пленения египетского. Внешний обряд не только был совершен, но и приобрел новый духовный смысл. Христос открыл своим ученикам тайну человеческого спасения. Он претворил обычные хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и тем самым предсказал собственные искупительные страдания, смерть и утверждение Нового Завета.
В тот момент даже ближайшие ученики Христа еще не способны были вместить в себя великую тайну. Они все мерили земными категориями, стремились к первенству и славе (см. Мк.10:37), надеялись, что «Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24:21). Только после Воскресения Господа им открылся смысл Его слов.
Таинство Причащения не случайно названо Евхаристией — благодарением. Человечество возносит хвалу Спасителю, который умер на Кресте за грехи всего мира и этим дал людям возможность вновь быть в раю.
Главная цель христианской жизни — единство со Христом. Кто не сумеет найти Бога на земле, тот и в вечности будет разлучен с Ним. Верующему же дано великое благо: если не по чистоте жизни, то в приобщении Святым Тайнам обрести Христа. Господь в Евангелии прямо указывает, что человек, соединившийся с Ним в этом таинстве, будет иметь вечную жизнь и воскреснет в последний день (см. Ин. 6:53—58).
Через приобщение Тела и Крови Спасителя верующий обретает благодать. Ею Господь укрепляет волю человека, воспламеняет его дух, дает решимость изменить жизнь. Христианин или оставляет этот внутренний призыв без внимания, или же отвечает на действие благодати своими усилиями. Так происходит его обращение к Богу.
Ни один человек не может быть достоин принятия Тела и Крови Господа. Предварительная подготовка — это не ряд действий, чтобы их заслужить. Напротив, пост, молитва, исповедь и посещение богослужения помогают человеку глубже осознать собственную греховность, а вместе с тем с покаянным настроем подойти к Чаше. «Сердца сокрушенного Ты не презришь, Боже», — взывает в покаянном псалме царь Давид (Пс. 50:19). Так и верующий, смирившись, просит Господа достойного приобщения.
Перед таинством человек настраивает себя на принятие Причастия, проявляет стремление свободной воли к Господу. В этом христианину помогают инструменты, среди которых один из необходимых — пост. Он дисциплинирует плоть, расслабленную лакомой едой, развлечениями, праздными разговорами, ленью, превозношением над окружающими.
Другим важнейшим средством является молитва, которая способствует обретению покаянного настроя. Мы просим у Бога, чтобы Он помиловал нас и сподобил достойно принять Его Святое Тело и Кровь.
Святитель Феофан говорит, что грешнику некуда укрыться, кроме как под сень креста. Наше спасение заключено в смерти Господа, ведь именно через страдание Богочеловека были разорваны рукописи грехов человеческих. Каждый, кто принимает это с полной верой, становится причастным таинства помилования.
Обязательным является перед Евхаристией исповедание грехов. Покаяние — это признание перед Богом собственной немощи, анализ жизни и стремление изменить ее в соответствии с евангельскими заповедями. Все описанные инструменты содействуют раскаянию человека. Он примиряется с близкими и соединяется со Христом через принятие Святых Тайн.
Преподобный Серафим Саровский считал, что верующий должен как можно чаще прибегать к Причащению Святых Таин. Благодать, даруемая в этом таинстве, настолько велика, что ее действием человек спасается. По словам преподобного, даже покрытый с ног до головы язвами грехов, исповедовав их, имеет возможность приступать к Святой Чаше. Имея сознание своей греховности и раскаиваясь в этом, причащаясь Тела и Крови Христовой, человек постепенно станет просветляться и в итоге обретет вечную жизнь.
В дни Страстной Седмицы более всего следует устремлять свое сознание к сопереживанию страданий Христа, этому поможет чтение Евангелия. В Великий Четверг вечером (на утренней Великой Пятницы) в храмах читается Евангелие Святых Страстей. Кто не может прийти в храм, тот обязательно должен прочитать дома евангельское повествование о страдании Христа. Этим мы не только вспоминаем о том, что претерпел Господь, но и проникаемся значением Его Крестной Жертвы. Когда же наступает Светлый праздник Воскресения Христова, мы, подобно апостолам, по-новому воспринимаем содержание вспоминаемого события и смысл нашей земной жизни.