Найти мотивацию без формализма: нужно ли возрождать традицию наставничества

Общество
Тема наставничества, подзабытая за долгие годы, в наши дни вновь стала актуальна. Как известно, указом президента страны 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. И тут же новостные ленты запестрели мотивирующей информацией разного толка.

Одни рапортуют об организации системы наставничества на предприятиях, другие — сообщают об открытии программ по обмену опытом. Конечно, работодателям, да и самим молодым специалистам давно понятно, что диплом о приобретении профессии в теории, без реального стажа — просто бумажка. Практические навыки нужно как-то осваивать, а помочь в этом начинающему трудовой путь специалисту должен мудрый советчик, мастер своего дела. Вот только современные «мастера» не слишком спешат нынче тратить свое свободное время на такую общественную нагрузку. Иначе и проблема с отсутствием опыта при трудоустройстве не превратилась бы в притчу во языцех. Но вот ведь — рапортуют…

А различные эксперты, коучи и прочие «знатоки» на сотнях мотивирующих сайтов в интернете расписывают всевозможные модели наставничества. Все в них разложено по полочкам, которых, впрочем, теперь так много, что с ходу и не разберешься, какой вариант эффективен реальной помощью, а где — подсказка, как создать ее формальную видимость. Надо же отчитаться. Вот и выбирай, начальник, что тебе больше нравится.

Фото: Unsplash

Идеальная, традиционная модель, когда опытный профессионал терпеливо обучает новичка секретам ремесла, увы, в программах и проектах предприятий и учреждений особой популярностью не пользуется. И не только потому, что «мастеру» лень, но и его руководству, по вполне понятным причинам: попробуй заставить человека во внерабочее время с неумехой возиться, а отвлекать от производственного процесса зрелого сотрудника экономически невыгодно. Вот и напридумывали «под спрос» новомодных схем.

Например, «скоростное наставничество» предполагает, что при однократной встрече наставник быстренько знакомит подопечного, что и как нужно делать. Или «ситуационное», когда уже накосячил в работе, и надо срочно «подставить плечо», чтобы весь отдел не завалил квартальный отчет. Реальным обучением навыками, конечно, это не назовешь, но галочку, что указ президента выполняем, поставить можно. И что уж в таком случае удивляться, что порядка 66 процентов современной молодежи не видят для себя авторитетов среди близкого окружения.

Тем временем социологические службы тоже, видимо, подключившись к выполнению поставленных главой государства задач, исправно выдают результаты опросов и исследований на злобу дня. Так, известный сервис по поиску работы недавно сообщил: большинство россиян (аж 82 процента) помнят, как звали первого наставника на трудовом поприще. Впору бы порадоваться, предположив, что институт наставничества у нас наконец практически по полной программе работать начал. Но, к сожалению — как бы не так. Понять это легко, вчитавшись в уточнение, среди кого проводилось исследование: «в опросе приняли участие 3000 экономически активных россиян, имевших наставников». Получается, те самые 82 процента демонстрируют, что наставник важен и нужен. Но спрашивали-то лишь у тех, кому с этим повезло. А спроси у всех трудоспособных граждан страны, результат, вероятно, был бы совсем другой: не смогли бы вспомнить просто потому, что дельных советчиков у них на самом деле не было.

А спору ведь нет: традицию, когда старшее поколение передает молодому опыт, в том числе и трудовой, нужно возрождать. Но вряд ли это удастся, если пытаться закрыть вопрос, заявив, что что-то и как-то в этом направлении делается. Никому же не нужно, чтобы работа выполнялась «как-то». Значит, и наставники должны быть не «как бы», а реально готовые помочь набраться практических навыков. Хочется верить, что найти для них эффективную мотивацию все-таки удастся. Без формализма и не для галочки.

amp-next-page separator