Как агитационные плакаты стали одним из главных способов борьбы с фашизмом
Непонятное, непрожеванное. «А» и «Б» не говори, то, что происходит, темы, как она на самом деле называется, не называй. Это чтобы паники не было, и лодка не раскачивалась. Но в общем и целом месть наша ужасна. Новости по федеральным телеканалам: дипломаты сообщили об очередных «красных линиях», юристы обосновали необходимость сохранения моратория на смертную казнь, а партнерам с Украины, из Турции и ООН доведено особое мнение России при продлении «зерновой сделки»…
В 1941-м физически было намного тяжелее, но морально проще. «Отстоим Москву!» — просто и понятно кричали плакаты со стен домов на центральной улице Горького и в переулках окраинной Марьиной Рощи, и каждый москвич понимал, что столицу Родины надо отстоять, и потому 8 первых дивизий Московского народного ополчения были сформированы всего за три дня, и родной город вместе с кадровыми полками РККА они отстояли.
Именно агитационный плакат в годы Великой Отечественной стал одним из важнейших жанров отечественного искусства. Возможность мгновенной реакции на событие, эмоциональные лозунги, выразительные образы «наших» и «не наших» не давали поводов для рефлексии. Каждый плакат посылал вполне определенный сигнал, понятный и академику, и слесарю, и солдату: «Родина-мать зовет!», «Воин Красной армии, спаси!», «Все для фронта, все для победы!» А все вместе они призывали к мужеству на передовой и напряженному труду в тылу.
Сталин хорошо понимал значение пропаганды в военное время. Поэтому, например, в каждой советской дивизии на фронте была дивизионная газета. Прежде чем пустить в окопе желтоватую бумагу на самокрутку, боец разглядывал опубликованный на первой полосе плакат «Убей фашиста!» Стекол зачастую не было в окнах цехов эвакуированных в морозную уральскую глубинку оборонных заводов, но в простенках висели призывы «Дадим фронту больше танков!». Фашистов убивали, и на линию боевого соприкосновения танки шли колоннами.
Гитлер хорошо понимал значение пропаганды в военное время. Выпускаемые с 27 июля 1941 года «Окна ТАСС» с ежедневно обновляемыми плакатами на актуальные темы дня он счел грозным идеологическим оружием русских. По словам министра пропаганды рейха Геббельса, «фюрер германской нации» обещал, что как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут развешаны гроздьями на фонарных столбах. Не вышло. Сдохли накануне нашей Победы в 1945-м сами Гитлер с Геббельсом. Третьяковская галерея, Русский музей, Российская государственная библиотека хранят в запасниках тысячи созданных в годы Великой Отечественной войны плакатов.
Ярость, боль, гнев, печаль и радость военных лет навеки застыли в этих документах великой эпохи. Они до сих пор — как солдаты в строю, и не их вина, что теперь их полк запасной. Очень хочется определенности и сегодня. Простого, как писал Маяковский, «шершавого языка» плаката, который объяснит текущий момент и укажет тебе алгоритм действий. В 1941 году первый печатный плакат, призывающий дать смертельный бой фашизму, появился уже на третий день войны. Что ж, после 24 февраля 2022 года прошел всего-то год с небольшим. Родина-мать все еще раздумывает: звать ли ей нас или как-то все само собой рассосется.